news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сафаров: «Для РТ течения ханафитского и салафитского мазхабов представляют светлые и темные силы»

С докладом о состоянии и мерах по профилактике и противодействию религиозному экстремизму в РТ в парламенте выступил заместитель Премьер-министра.

(Казань, 3 августа, «Татар-информ», Алия Замалеева). С докладом о состоянии и мерах по профилактике и противодействию религиозному экстремизму в Республике Татарстан сегодня на внеочередном заседании парламента РТ выступил заместитель Премьер-министра Татарстана Асгат Сафаров.

«Несомненно, само проведение сегодняшней сессии Государственного Совета Республики Татарстан с такой повесткой и в таком составе говорит о серьезности ситуации, которая сложилась в сфере религиозных отношений и общественно-политической ситуации в целом. Как известно, религия отделена от государства, но не от общества, - начал он свое выступление. - Общественности республики, органам власти – всем нам 19 июля брошен экстремистами вызов».

Подчеркнув, что данное резонансное преступление получило широкий отклик в средствах массовой информации и социальных сетях, Асгат Сафаров отметил: «Кто-то рассматривает события как коммерческий конфликт, есть те, кто видит в этом инсценировку, кто-то ищет происки силовиков против мусульман и «руку Москвы», стремление дестабилизировать ситуацию в республике, кто-то считает, что это конфликт за лидерство в умме и предъявляет претензии самим священнослужителям».

По его словам, «есть и те, кто занялся арифметикой и уже насчитал в республике три тысячи салафитов, проводя параллели с северокавказским сценарием. В Сети даже появилось видео, где «амир моджахедов Татарстана» по имени Мухаммед рассказывает о своей борьбе».

«Доходит до того, что даже руководство республики обвиняют в пособничестве «саудитам» и требуют отстранения от должности муфтия. С сожалением констатирую, что СМИ и социальные сети сеют недоверие, разжигают неприязнь к различным представителям религиозного сообщества. Разброд и столкновение мнений высветили нашу неготовность к адекватной оценке ситуации», - сказал в своем выступлении вице-премьер РТ.

«По совокупности всей имеющейся в распоряжении аналитической и оперативной информации можно с высокой степенью уверенности считать, что главный мотив преступлений - это профессиональная деятельность Якупова и Файзова, их резкое противодействие идеологии и сторонникам салафизма. Безусловно, прослеживаются и другие факторы (как то межличностная неприязнь и экономическая подоплека), но они не ведущие, и являются лишь фоном в сложившейся напряженной ситуации внутри мусульманской уммы», - сказал докладчик, напомнив, что Файзов и Якупов известны своим непримиримым отношением к сторонникам радикальных течений ислама.

Остановился в своем выступлении Асгат Сафаров и на общих принципах, способствовавших вызреванию напряженности: «Достаточно долго в годы советской власти (или воинствующего атеизма) государственные органы «подавливали» религиозные организации. В постперестроечные годы на волне вседозволенности в страну хлынули всевозможные религиозные течения, причем, и далекие от историко-культурных традиций наших предков».

Особо он подчеркнул: «В сложной ситуации оказался ислам. Богатые дореволюционные богословские традиции были разрушены. Учебные заведения оказались за пределами страны. Резко росло количество мечетей, в которых служили неподготовленные имамы. Воспользовавшись такой обстановкой, к нам устремились салафитские эмиссары, за которыми пришли и немалые деньги. Молодежь, поддавшись на некоторые привлекательные стороны идей салафизма (простота, доступность и категоричность) потянулась учиться в соответствующие зарубежные религиозные центры. Отсутствие на тот период собственных богословов и практики противодействия чуждым течениям в исламе, привело к тому, что под религиозным возрождением, поддерживаемым государством, в республику была привнесена салафитская идеология».

Как отметил докладчик, «приверженцы салафизма всегда стремятся к максимализму и агрессивны по сути своей». «Их учение если и приемлемо, то лишь для монорелигиозной среды», - считает он.

«Мы не можем мириться с привнесением данной идеологии в республику, где межнациональные и межконфессиональные отношения формировались столетиями как форма совместного выживания, - сказал вице-премьер РТ. - Наш традиционный мазхабический ислам толерантен в своей сути, поскольку мы признаем правоверными все четыре мазхаба. Шафииты, ханбалиты и маликиты для нас - такие же мусульмане, как и мы, ханафиты. Салафиты же выступают с такфиром – они выводят людей из ислама. Это серьезная проблема. Они запрещают многие корректные духовные практики, которые имеют кораническое обоснование и обоснование в Сунне, создают искусственный конфликт».

«Образно можно сказать, что для республики течения ханафитского и салафитского мазхабов представляют светлые и темные силы, борьба которых, как известно, протекает весьма не просто», - отметил Асгат Сафаров.

По мнению заместителя Премьер-министра республики, осознание национальной безопасности и необходимости регулирования религиозной сферы в целом пришло с запозданием. Со стороны государства было предпринято немало действенных мер, принято соответствующих законодательных и нормативных актов, напомнил он.

Но без активной, последовательной работы самого ДУМ РТ в этом вопросе сложно было рассчитывать на позитивную динамику, считает он. «С приходом к руководству ДУМ РТ Илдуса Файзова ситуация существенно изменилась. В тоже время оголилось множество проблем, и предпринимаемые меры по их решению явно пришлись не всем по вкусу. Безусловно, теракт 19 июля – это отдельное, не входящее в логику развития современного Татарстана событие. Но совокупность проблемных вопросов такова, что если не предпринимать комплексных адекватных мер, то может проявиться и тенденция роста напряженности, а значит и угроза национальной безопасности», - подчеркнул Сафаров.

«Несомненно, целью преступлений было дестабилизировать ситуацию в мусульманской умме республики, выбить из ее рядов наиболее последовательных и принципиальных сторонников ханафитского мазхаба. Это создавало бы благоприятные предпосылки для легализации деятельности сторонников салафитской идеологии в успешном с точки зрения социально-экономического потенциала регионе. Сегодня мы твердо можем заявить, что недопустимы реализации таких планов в Татарстане. Это противоречит стратегическому курсу на развитие республики в качестве региона с высоким уровнем стабильности и качества жизни, привлекательного для инвестиций и открытого для международного сотрудничества. Это противоречит интересам многонационального сообщества Татарстана, традициям и целям духовного развития подавляющего большинства мусульман республики», - выразил мнение выступающий перед собравшимися на внеочередном заседании Госсовета РТ.

«Чего все же добились организаторы преступлений, так это сумятицы в умах части населения, роста с одной стороны исламофобии и негативного отношения к деятельности силовых структур с другой стороны. В чем только силовиков не обвиняют - и репрессии, и преследование мусульман. Возросло количество заведомо ложных доносов и оговоров, что серьезно мешает работе, - отметил он. - Несомненно, нынешнему этапу религиозного развития присуще немало противоречий, решение которых невозможно без консолидированной позиции всех властных структур во взаимодействии с религиозными организациями и институтами гражданского общества. Только сообща мы сможем преодолеть негативные тенденции».
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2