news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Конфликт вокруг «Укртатнафты» наносит ущерб бюджету Украины

На сайте Прогрессивной социалистической партии Украины появилась статья на эту тему.

(Казань, 27 июня, «Татар-информ», Анвар Маликов). На сайте Прогрессивной социалистической партии Украины появилась статья, которая является откликом на недавнюю информацию о том, что решение международного арбитражного трибунала по иску ОАО «Татнефть» против Украины, поданному в связи с конфликтом по «Укртатнафте» (Кременчугский НПЗ), ожидается в 2013 году.

В статье напоминается, что в октябре 2007 года руководство «Укртатнафты» было насильно отстранено на основании сомнительного судебного решения. Кроме того, впоследствии кременчугское предприятие отказалось погасить свою задолженность за приобретенную нефть. После этих событий компания «Татнефть», являвшаяся основным поставщиком нефти на Кременчугский НПЗ, приостановила свои поставки.

Рейдерский захват «Укртатнафты», созданной в 1994 году на основании указов президентов Украины и Татарстана, был осуществлен группой «Приват» олигарха Игоря Коломойского, усадившей в кресло руководителя компании своего ставленника Павла Овчаренко. «Привату» удалось сконцентрировать 55,687 процента акций «Укртатнафты», практически обнулив долю татарстанских акционеров. В то же время 43,054 процента акций компании по-прежнему остались в собственности Фонда госимущества Украины. В этой связи «Укртатнафта» заявила о том, что она как совместное украинско-татарстанское предприятие уже не существует.

Группа «Приват» продолжила провоцировать конфликты: получив в ответ на свои незаконные действия эмбарго на поставки нефти из России, И.Коломойский решил нанести ответный удар по другому российскому инвестору - компании «ЛУКОЙЛ», являющейся собственником Одесского НПЗ. По его требованию в октябре 2009 года ставленник «Привата» на посту председателя правления госпредприятия-оператора отечественной системы нефтепроводов «Укртранснафта» Александр Лазорко перевел участок Приднепровского магистрального нефтепровода «Кременчуг – Одесса» в обратный режим работы для поставок азербайджанской нефти с побережья Черного моря на Кременчугский НПЗ.

Ожидалось, что поставки на завод азербайджанской нефти в 2010 году составят 2,88 млн. т в год, в 2011 году - 4,8 млн., после чего будут только возрастать. Правда, по информации азербайджанской компании «SOCAR», «Укртатнафта» не имеет долгосрочного контракта, а всего лишь заключает с ней спотовые (разовые) сделки, причем по максимальным ценам.

В ноябре 2009 года Президент Украины Виктор Ющенко наградил главу правления «Укртатнафты» П.Овчаренко орденом «За заслуги» 3-й степени, заявляя, что считает«эффективным» менеджмент Кременчугского НПЗ.

Однако в 2010 году поставки азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ составили менее 1 млн. т, после чего в 2011 году они упали до 640 тыс. т. На сегодняшний день завод работает за счет переработки отечественной нефти, получаемой от компании «Укрнафта», которую контролирует группа «Приват».

В то же время оборачивание вспять участка Приднепровского магистрального нефтепровода, по которому нефть традиционно шла из Кременчуга в Одессу, привела к остановке Одесского НПЗ: в октябре 2010 года принадлежащий российскому «ЛУКОЙЛу» завод полностью прекратил работу.

В результате из-за рейдерского захвата компании «Укртатнафта» и ответного эмбарго на поставки нефти из России транспортировка нефти по Приднепровскому магистральному нефтепроводу с 2007 года по 2011 год сократилась в 2,65 раза - с 24,7 млн. т до 9,3 млн. При этом транзит снизился до нуля. Есть все основания утверждать, что если бы не «кременчугский» переворот 2007 года, сейчас его загрузка составляла бы не 9, а до 20 млн. т в год. Только на «Приднепровских магистральных нефтепроводах» недополученный доход составил около 1 млрд. гривен. К этому следует также добавить отсутствие налогов от простаивающего с октября 2010 года Одесского НПЗ.

«Как видно, мы не только можем потерять в будущем 2,4 млрд. долларов при возмещении ущерба российским инвесторам, но уже сейчас теряем доходы в госбюджет из-за снижения объемов транспортировки нефти по отечественным трубопроводам и простоя нефтеперерабатывающего завода в Одессе», - пишет автор статьи и завершает ее следующим предложением: «Нашим чиновникам нужно либо прекратить порочную практику обслуживания корпоративных интересов скандальной частной структуры, визитной карточкой которой являются рейдерские захваты чужой собственности, либо же компенсировать убытки государству с собственных карманов».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2