news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

77 лет назад состоялось открытие первой линии Московского метрополитена

Сегодня Московский метрополитен – это 12 линий протяженностью около 305 км, на которых расположены 185 станций, обслуживаемые 26 пересадочными узлами.

(Казань, 15 мая, «Татар-информ»). В 1863 году в Лондоне было построено первое в мире метро – линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой. Уже тогда метрополитен показал, что обладает огромными преимуществами перед наземным городским транспортом, и стал быстро развиваться.

Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло. В 1902 году инженеры П.Балинский и Е.Кнорре предложили проект, который предусматривал соединение Замоскворечья и Тверской заставы подземной линией, через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Но городская Дума отклонила идею, обосновав отказ недостаточной проработанностью проекта. Большую роль сыграло и существовавшее на тот момент трамвайное лобби – в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль в городскую казну.

Однако через несколько лет к идее строительства метрополитена в Москве все же вернулись, причем уже сами городские власти. Население стремительно росло, и, соответственно, обострялись транспортные проблемы. Но Первая мировая война, затем Гражданская война и последовавшие за ними экономические трудности и отсутствие кадров отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время.

В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году. Управлением московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из 4 диаметральных и 1 кольцевой линий, а в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства. Главным организатором строительства был назначен Л.Каганович.

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена, и началось регулярное движение 4-вагонных поездов. Линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую», ее общая протяженность составляла 11,2 км. На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей. Первоначально метрополитен столицы носил имя Л.Кагановича.

В конце 1930-х годов было открыто еще 2 линии и несколько станций. Дальнейшие проекты строительства были отложены во время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, а когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, метро предполагалось уничтожить, чего, к счастью не произошло, и вскоре оно начало функционировать вновь.

В послевоенные годы строительство продолжилось. В 1954 году было завершено сооружение Кольцевой линии. В 1960-е годы развивалась концепция радиальных линий, соединенных сначала лишь с Кольцевой, а затем объединенных и в диаметральные линии. В 1958 году на станциях были установлены первые монетные турникеты. Московский метрополитен был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Сегодня Московский метрополитен – это 12 линий, протяженностью около 305 км, на которых расположены 185 станций, обслуживаемые 26 пересадочными узлами. Многие станции меняли свои названия, некоторые – не раз. В число линий метрополитена входит монорельсовая дорога (которая, впрочем, может быть демонтирована в ближайшее время). И, конечно же, Московское метро всемирно известно богатой отделкой многих станций с замечательными образцами монументально-декоративного искусства эпохи социалистического реализма.

По материалам Calend.ru

***Кр

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2