news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Дауфит ХАМАДИШИН:

«Общество должно поменять свое отношение к осужденным»

В агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция в режиме онлайн с участием начальника УФСИН России по РТ Дауфита Хамадишина. Генерал-лейтенант внутренней службы рассказал о ходе реформы уголовно-исполнительной системы, в частности, речь шла и о Концепции развития УИС до 2020 года.

Дауфит Закирович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой эта концепция и каковы ее основные задачи?
Д.Х.:
Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ утверждена 14 октября 2010 года распоряжением Правительства РФ. Главная ее цель - повышение эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, что должно привести к сокращению количества рецидивных преступлений среди бывших осужденных, а уголовно-исполнительная система должна приблизиться к международным стандартам работы с осужденными. Наша уголовно-исполнительная система устарела. Эта концепция в какой-то степени немного запоздала. Да и мы - работники уголовно-исполнительной системы к этому уже привыкли, но, как говориться, к этим вещам привыкать нельзя, надо меняться. Вхождение в ВТО также требует перемен УИС. 

Наше общество должно поменять свое отношение к осужденным. А мы должны изменить людей, которые у нас содержатся, что возможно общими усилиями. 

Концепция состоит из трех этапов: до 2013 года – подготовительный этап, с 2013-го по 2016-й – перепрофилирование УИС, с 2016-го по 2020 год – завершение мероприятий программы, предусмотренных концепцией. В конечном итоге УИС России должна приблизиться к европейским стандартам. Первые результаты уже намечаются. Изменились низшие пределы по 118 статьям Уголовного кодекса, что послужило снижению числа спецконтингента в учреждениях УИС. 

Так, по состоянию на 1 января 2012 года в наших учреждениях содержался 13501 человек, год назад - 15043. В этом году мы прогнозируем снижение спецконтингента, примерно на 100 человек ежемесячно. 

Реформирование системы исполнения уголовных наказаний предполагает перепрофилирование ряда существующих исправительных колоний в учреждения нового типа. Вместо исправительных колоний (с отрядной формой содержания) будут созданы два основных вида учреждений: тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением).

На месте существующих сегодня исправительных колоний планируется создать 3 тюрьмы усиленного режима – в Казани (ИК-19, ИК-2) и в Альметьевске (ИК-8), 3 тюрьмы общего режима: в Нижних Вязовых (ИК-5), Менделеевске (ИК-10) и в селе Пановка (ИК-3). В этих учреждениях будет, соответственно, камерный режим содержания. В одной камере будет содержаться не более 6 человек. Там будет свой санузел и все остальное, необходимое для жизнеобеспечения. В некоторых учреждениях эта работа уже начата: камеры, соответствующие всем новым требованиям, оборудованы в ИК-19 на 90 мест, в ИК-2 на 46 мест и в ИК-10 на 54 места.

Для осужденных за преступления небольшой и средней тяжести будут создаваться колонии-поселения, в том числе колонии-поселения усиленного наблюдения, - совершенно новые пенитенциарные учреждения для российской уголовно-исполнительной системы. В республике колонию-поселение с усиленным наблюдением планируется создать в Нижнекамске на базе ИК-4, а на базе ИК-18 (г.Казань) и КП-17 (с.Дигитли) - колоний-поселений общего режима. На базе Казанской воспитательной колонии будет создан воспитательный центр. 

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, как реформирование УИС скажется на малолетних преступниках и содержащихся в следственных изоляторах? 
Д.Х.:
На базе Казанской воспитательной колонии будет создан воспитательный центр с кубриковым содержанием. Он будет мало похож на колонию. Изменится система охраны. В большей степени будет обращено внимание на воспитание и исправление малолетних преступников. Значительно возрастет штат психологов, социальных педагогов и социологов. 

Что касается следственных изоляторов, хочу напомнить о том, что сегодня обеспечено раздельное содержание различных категорий следственно арестованных и осужденных к лишению свободы, принимаются меры к усилению воспитательной и психологической работы в отношении осужденных и их ресоциализации. Условия содержания в следственных изоляторах должны соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляются. То есть, обязательно 4 кв.м. на одного человека, в будущем планируется приблизиться к европейской норме - 7 кв.м. на человека, содержащегося в следственном изоляторе. 

Ныне действующие корпуса следственных изоляторов №1 в Казани и №4 в Мензелинске были построены более 200 лет назад и в настоящее время не соответствуют предъявляемым требованиям. Поэтому сегодня идет разговор о строительстве новых режимных корпусов в СИ-2 в Казани и СИ-3 в Бугульме. Также сегодня плотно ведется работа по строительству нового следственного изолятора в Казани на 500 мест. На этот год получены денежные средства в сумме 9 млн. рублей на проектирование изолятора и, возможно, в следующем году начнется строительство этого объекта.

На сегодняшний день в следственных изоляторах Казани содержатся 1862 человека – на 250 человек меньше, чем в 2010 году. Превышения лимита в следственных изоляторах республики нет, тем не менее, УФСИН продолжает улучшать условия для содержания подследственных.

Предполагает ли Концепция развития УИС увеличения заработной платы сотрудников? 
Д.Х.:
С 1 января 2012 года повысились пенсии у наших ветеранов, а с 1 января 2013 года будет повышена заработная плата всем сотрудникам УИС. 

С апреля этого года в республике заработали «социальные лифты». Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой системе? 
Д.Х.:
«Социальные лифты» - система оценки поведения осужденного. Основные критерии - законопослушное поведение, желание исправиться, стремление стать полноценным членом общества. Оценивает поведение осужденного специальная комиссия. Кроме сотрудников учреждения в ее работе обязательно участвуют представители общественности, органов власти и правозащитных организаций. Это помогает избавиться от факторов субъективности и выносить взвешенное, справедливое решение.

Данные на каждого осужденного, все взыскания и поощрения вносятся в электронный дневник индивидуальной воспитательной работы осужденного. Просмотрев этот документ, можно ознакомиться со всеми характеристиками на осужденного, получить представление о его поведении и степени исправления. Для этих целей мы обеспечили всех начальников отряда (116 человек) необходимой оргтехникой - компьютерами и ноутбуками.  

По «социальному лифту» осужденные могут передвигаться как вверх, так и вниз. То есть, при положительных характеристиках осужденный может рассчитывать на льготные условия и более мягкий режим. А вот при нарушении режима отбывания наказания он может быть переведен на более жесткие условия.

Скажите, как часто проходит аттестация осужденных по системе «социальных лифтов»? Какие имеются уже результаты?
Д.Х.:
Она проходит каждую неделю. Мы определили день - четверг, когда во всех учреждениях проводятся заседания комиссий. За время действия программы уже проведено 413 заседаний комиссий по оценке поведения осужденных. По системе «социальных лифтов» прошли аттестацию 9072 осужденных, из них 6332 характеризуются положительно, а 2740 человек - как нарушающие установленный порядок отбывания наказания.

Один из критериев оценки связан с тем, идет ли осужденный на контакт с психологом. Это важный показатель. Ведь если человек пытается с помощью специалиста разобраться в причинах совершенного им преступления и решить имеющиеся у него личностные проблемы, это говорит о позитивных переменах.

Во всех наших учреждениях созданы психологические лаборатории, в работу психологов внедряются новые автоматизированные диагностические программы, формируется единый банк психологических данных. Упор делается на индивидуальную работу, оказание адресной помощи. Понятно, что имеющегося штата психологов для этого недостаточно. Но в ближайшее время число этих специалистов в наших учреждениях резко возрастет. Если сегодня на всю систему приходится 78 психологов, то вскоре их число превысит 216. Планируемая нагрузка на одного психолога - 60 человек. 

Нам понадобятся специалисты. И мы занимаемся этой проблемой. Еще в 2010 году между УФСИН России по Республике Татарстан и Казанским федеральным университетом заключен договор о введении в программу подготовки психологов предмета «пенитенциарная психология». Студенты проходят практику в исправительных учреждениях.

Труд - важная составляющая в процессе исправления осужденных. Сколько человек, содержащихся в местах лишения свободы, заняты на оплачиваемых работах? 
Д.Х.:
Производство в исправительных учреждениях Татарстана является одним из развитых в России. В 2011 году учреждениями УФСИН России по РТ произведено товаров и оказано услуг на сумму 1 млрд. 100 млн. рублей (2010 - 1 млрд. 60 млн. рублей). При этом прибыль составила свыше 48 млн. рублей.

В учреждения УИС действует такое же трудовое законодательство. Если осужденный хочет работать, то он пишет заявление и трудоустраивается. Никто никого не принуждает к труду. 

В учреждениях УИС РТ имеется два литейных завода, налажено швейное производство, деревообработка. Налажен выпуск более 200 наименований продукции. На оплачиваемых работах занято 4294 осужденных. При этом постоянно осваивается и внедряется в производство новая продукция, создаются дополнительные рабочие места.

В минувшем году учреждениями УФСИН по РТ были освоены новые виды продукции для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы: мыло хозяйственное, сухие чистящие средства и стиральный порошок, жидкие моющие средства и дезинфицирующие средства, гигиенические комплекты для осужденных. Продукция поставлялась более чем в 50 территориальных органов ФСИН России. На новых видах производства было дополнительно трудоустроено 98 человек. Всего в 2011 году учреждениями УФСИН России по РТ освоено и внедрено 26 видов новой продукции и за счет этого дополнительно трудоустроено 250 осужденных.

Проводится плановая работа по повышению уровня самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы основными видами продовольствия. В минувшем году самообеспеченность продуктами питания собственного производства составила 39 процентов. Впервые мы на 100 процентов обеспечили собственные потребности в картофеле. Самообеспеченность мясом составляет 54 процента, овощами - 11, молоком - 24. 

В этом году тоже предусмотрено производство нескольких новых видов продукции – индивидуальных продуктовых наборов для осужденных и для сотрудников учреждений. Это производство планируется запустить на базе ИК-8. 

Большую помощь в вопросе трудоустройства получаем со стороны руководства республики. Наша производственная база устарела, требует модернизации и расширения. В конце года на выделенные республикой средства было приобретено свыше 150 новых швейных машин и другой техники, что позволит уже в самое ближайшее время создать рабочие места и дополнительно трудоустроить более 300 осужденных.

Отслеживается ли информация об осужденных, получивших специальность в местах лишения свободы и трудоустроенных после освобождения? 
Д.Х.:
Вопрос ресоциализации осужденных, отбывших наказание, сложный и пока до конца не решенный. На мой взгляд, должно быть принято решение на уровне государства по данной проблеме. 

Институт ресоциализации осужденных у нас на сегодняшний день очень слабо работает. Мы подготавливаем освобождающегося из мест лишения свободы, налаживаем связь с его родственниками, договариваемся, чтобы его взяли на работу, работаем с Уполномоченным по правам человека в РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ. 

Но нам и самим нужно менять свой менталитет к УИС и к людям, которые содержатся в местах лишения свободы. Не все освободившиеся из колоний, имея профессию, могут трудоустроиться, деньги у них заканчиваются очень быстро и поэтому они вновь идут на преступление. Рецидив повторно совершивших преступления и возвратившихся в места лишения свободы еще довольно высок – более 60 процентов. 

Применяются ли в Татарстане электронные браслеты? 
Д.Х.:
Для контроля за осужденными сегодня внедряется система электронного мониторинга подучетных лиц (СЭМПЛ). Оборудование установлено во всех уголовно-исполнительных инспекциях республики. Получено 62 электронных браслета, которые уже применяются в отношении 19 осужденных к ограничению свободы. 

Несмотря на то, что использование браслетов только начато, уже есть результаты. К примеру, в Набережных Челнах один из осужденных снял браслет, нарушение было зафиксировано, в отношении осужденного подготовлены материалы в суд на замену ему наказания в виде ограничения свободы на лишение свободы.     

Материал подготовила Эмма СИТДИКОВА. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2