news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Будущее российских СМИ по версии татарстанских журналистов

Сегодня печатное и устное слово, телевизионное изображение, Интернет способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. Об особенностях функционирования средств массовой информации в условиях стремительного развития информационных технологий ИА «Татар-информ» рассказали известные татарстанские журналисты.

 

 

 

Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова:

Каким вы видите будущее газет и электронных СМИ?

Будущее у газет есть, несмотря на то что их многие уже «похоронили». Кому выгодны разговоры о «смерти» газет? За этим видны интересы людей, которым проще без СМИ распространять рекламу на щитах, проводах и даже асфальте. 80 процентов региональных газет не получают ни копейки дохода от своих web-проектов.

Любовь к чтению газет у наших граждан не исчезла. Газеты могут еще и прибавить в тиражах, если государство наконец-то обратит внимание на болевые точки отрасли: оптимизацию почтовых тарифов, установку почтовых ящиков, своевременную доставку газет к подписчикам и т.д. Будущее газет зависит и от менталитета нашего чиновничества. Оно по российской традиции видит в СМИ свой рупор, свой приводной ремень. А во всем мире СМИ отражают общественное мнение, за что они уважаемы и востребованы обществом. Думаю, что у электронных СМИ по большому счету все еще только начинается. Солидных новостных порталов в Рунете еще не так много. Все сетевое пространство заполонили сайты-однодневки. Однако те ресурсы, которые делают ставку на мультимедийность, ждет большое будущее. И как следствие – финансовое процветание.

Роль печатных СМИ в развитии кибержурналистики

Роль печатных СМИ в развитии кибержурналистики могла бы заключаться в поставке профессиональных кадров для нее. В газетах трудятся профессионалы высокого уровня, умеющие работать со словом. Сейчас же мы видим, что в интернет-журналистике большое количество случайных людей, которые порой не умеют грамотно писать элементарный текст.

Каково, на ваш взгляд, состояние и перспективы развития телевидения?

Сложно оценить однозначно состояние современного телевидения. Оно тоже переживает эпоху перемен, потому что Интернет забирает к себе и телезрителей. В ближайшие годы наверняка ТВ уйдет в Интернет, и обычный телевизор исчезнет из наших квартир. А экранами телевизора станут компьютеры, планшетники, мобильные телефоны…

 

Экс-главный редактор газеты «Время и деньги» Юрий Алаев:

Каким вы видите будущее газет и электронных СМИ?

Туманным. Бумажные газеты и ТВ в неравной степени, но страдают от конкуренции с интернет-ресурсами, последние, в свою очередь, страдают информационным недержанием (не случайно же Сеть нередко называют «всемирной помойкой»). В целом все три медийных сегмента находятся в поисках идентичности, а потребители (читатели, зрители) мечутся там и сям в безумной надежде получить объективную информацию, то есть проверенную и не искаженную чьей-то злобой, постыдной пристрастностью и графоманством.

Роль печатных СМИ в развитии кибержурналистики

Печатные СМИ (и то далеко не все) могут послужить примером для своих «более продвинутых» конкурентов, образчиком ясного и точного изложения фактов, комментирования и анализа.

Каково, на ваш взгляд, состояние и перспективы развития телевидения?

Стало уже общим местом утверждение, что молодежь перестает или уже перестала смотреть «зомби-ящик». Пожалуй, но, думаю, с течением времени та же молодежь, повзрослевшая не в смысле возраста, обнаружит, что «зомби-монитор» ничем не лучше, а может, и опаснее. И то, и другое, в отличие от литературного текста, отключают у человека потребность самостоятельно мыслить и чувствовать - вот картинка, жуй и глотай согласно программируемым рефлексам. Конечно, Интернет лучше, потому что он интерактивен, потому что безграничен и свободен, в общем и целом, от цензуры. К сожалению, он почти столь же свободен от ответственности. «До того» писать, читать и использовать анонимки считалось, среди приличных людей, делом постыдным. Сегодня за «никами» и «аватарами» прячутся те же анонимщики, и массы внимают им со всей душой…

К 2015 году, когда Россию планируют окончательно погрузить в цифровое ТВ (сотни каналов будут доступны даже там, где по сию пору канализации нет), телевидение станет, конечно, изощреннее. Интерактив уже обещан, а ветвистость каналов составит, по идее, конкуренцию ветвистости Интернета, а отчасти будет и транслировать инфопоток из Сети. Но это техника, а суть ТВ останется прежней: формирование общественного мнения в русле, желаемом для действующей власти, в том числе – отвлечением через развлечение. С цифровизацией естественно возрастет удельный вес второй компоненты ТВ, но функция «мягкой силы» никуда не денется.

Генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский:

Каким вы видите будущее газет и электронных СМИ?

Интернет – это большой информационный массив, в котором присутствуют не только в чистом виде СМИ, но и какие-то познавательные, развлекательные ресурсы, существует возможность каждому через соцсети создавать свои собственные страницы — блоги, твиттеры и прочее. Пока я не сторонник идеи о том, что традиционные СМИ умрут, а социальные сети все вытеснят.

Отдельная тема — газеты. Я не очень хорошо представляю пока, каким образом дальше будут развиваться газеты. Какие-то гламурные журналы, глянец, какие-то альманахи — то есть что-то более вечное, безусловно, имеет перспективу, а ежедневная или еженедельная газета в печатном виде соревноваться с телевидением и Интернетом вряд ли сможет.

Надо себя очень хорошо искать в новых формах. На самом деле газеты же не умирают, сегодня, например, весьма востребованы электронные газеты. Мы сами открываем электронную газету, понимая, что людям нужно чтиво, нужна аналитика, нужна более обширная база для размышлений, нежели просто информационное сообщение. Причем она должна быть подготовлена профессионально.

Человек требует все больше информации — информации разной, поэтому востребованность СМИ стала очень высокой. Но распоряжаться этим надо очень умно.

Роль печатных СМИ в развитии кибержурналистики

Я бы отдельно выделил роль блогов и соцсетей в гражданской журналистике. В этом смысле соцсети были, есть и будут серьезным дополнением к СМИ. Они подсказывают, выявляют проблемы с точки зрения обывателя, дают большую пищу для размышления, для последующей аналитики, обзора.

 

Шеф-редактор службы новостей телеканала «Эфир» Сергей Шерстнев:

Пока печатные СМИ (впрочем, как и книгоиздание) медленно, но верно сдают свои позиции. Тиражи продолжают падать, подписка тоже. Новое поколение потребителей информации предпочитает черпать ее в первую очередь из Интернета. На этом фоне позиции электронных СМИ также не столь крепки, как еще десятилетие назад.

С одной стороны, бурный рост интернет-телевидения, безусловно, оттягивает часть аудитории, преимущественно молодежной. С другой – оптоволоконные технологии на телевидении, рост количества кабельных каналов, цифровое телевидение... С точки зрения развития отрасли и новых технологий – безусловный плюс. Однако обилие каналов на пульте в отдельно взятой квартире (от 50 и выше) «растаскивает» аудиторию. Как следствие, падают показатели рейтингов, что негативно сказывается на доходах, в первую очередь коммерческого ТВ.

Радует, что по-прежнему выигрывают местные телеканалы с сильным новостным контентом – зрители хотят знать, что происходит в родном городе или регионе, отдавая приоритет локальным новостям.

Роль печатных СМИ в развитии кибержурналистики

За кибержурналистикой – будущее. Пока в оперативности подачи информации Интернету нет равных. Часть аудитории привлекает и реальная свобода слова в Сети – информация, точки зрения на те или иные события, идущие вразрез с официальными установками, публикуются моментально и становятся общедоступными. Как уже было сказано, и телевидение, и тем паче печатные СМИ в этом плане пока проигрывают Интернету.

Каково, на ваш взгляд, состояние и перспективы развития телевидения?

С технической точки зрения все будет замечательно. Оптоволоконные технологии и цифровое телевидение повысят не только планку качества приема телесигнала, но и позволят еще больше увеличить количество принимаемых каналов. С содержательной точки зрения, на мой взгляд, отечественное телевидение будет продолжать идти по пути западного. Так называемый инфотеймент – формат в первую очередь развлекательно-познавательного телевидения, а потом уже источника информации.

Подготовила Алия ЗАМАЛЕЕВА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2