news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ярослав ЩЕРБИНИН:

«Новый закон о такси может вынудить водителя уйти в «нелегалы»

С сентября нынешнего года в силу вступает закон, позволяющий в позитивную сторону изменить ситуацию с такси на российских дорогах. Каким станет наше такси? Этот вопрос обсудили сегодня в ходе телемоста Москва (РИА Новости) – Казань (ИА «Татар-информ»). В Москве свой взгляд на решение проблемы изложили депутат Московской городской думы, заместитель председателя Комиссии по экономической политике и предпринимательству Иван Новицкий, председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Из студии в Казани в беседе приняли участие начальник управления транспорта и логистики Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров и руководитель компании, входящей в профессиональное объединение «Легион-такси», Алексей Быстров.

Что нам ожидать от нового закона?


И.Новицкий: Тема такси очень актуальна. Большое количество тех, кто занимается этим бизнесом, не платя налоги, не имея специальных разрешений, были определенной проблемой. С сентября нынешнего года разрешения будут выдаваться, а с нового года уже будут вводиться штрафы. Сейчас можно достаточно быстро оформить необходимые документы, как крупным компаниям, так и индивидуальным предпринимателям. Мы стремимся к тому, чтобы любой москвич или гость столицы имел возможность вызвать такси и остаться доволен как водителем, так и автомобилем.
Я.Щербинин.: Мы очень долго ждали этот закон, но, к сожалению, он получился сырым. Несогласие вызывает практически каждый пункт. Мы будем добиваться отсрочки данного закона. Прежде всего, мы не согласны с тем, что разрешение выдается не на водителя, а на автомобиль. Это ставит в неравное положение человека, у которого есть машина, но на которой он ездит по генеральной доверенности, или если он взял автомобиль в кредит на родственника. Соответственно, с 1 января он останется без работы, но с кредитным автомобилем на руках. Разрешение на арендованный автомобиль также получить крайне сложно. О цвете в законодательстве сказано, что каждый субъект федерации может иметь свою цветовую гамму. Получится так, что в Москве такси будет, скажем условно, синее, а в области - белое, выезжая из Москвы в область, мы, получается, выезжаем заграницу и нас могут оштрафовать. В законе сказано, что субъекты федераций могут договориться, но у нас же очень много субъектов, порой пересекаем сразу несколько. Как это будет действовать - понятно не всем. Дальше, если таксист должен проходить ГТО каждые 6 месяцев, то логично было бы предположить льготы и. т. д. Ни одна общественная организация не участвовала в обсуждении данного закона, и он получился сырым.
И.Новицкий: У нас есть схожие замечания, мы можем вернуться к этим вопросам в сентябре и вместе эту тему проработать.
А.Сидоров: Татарстан также принял участие в этом непростом деле. Нами подготовлен законопроект, который был принят Госсоветом РТ в первом чтении. На ближайших сессиях данный закон будет принят. А затем будет подготовлена вся нормативно-правовая база, регламентирующая разрешительную систему, порядок оплаты, порядок принятия решения о выдаче и.т.д. При подготовке закона были учтены пожелания таксомоторных организаций. Общественное мнение также за регулированное такси, наибольшее внимание опрашиваемые уделили безопасности.

А.Быстров: Поддерживаю коллегу из профсоюза. Каким способом будет выдаваться разрешение? Все директора компаний знают всех водителей, они ходят по кругу. Лицензию нужно выдавать именно человеку, а не на автомобиль. Нам также интересно, если разрешение выдают, то его можно и забрать, а каковы проступки? Озвучен штраф 5000 рублей за незаконный извоз, но частники «отобьют» их очень быстро. Такси будет невозможно конкурировать с «бомбилами». Например, гости из Турции на вокзале в Казани категорически отказываются садиться в машину без «шашечек». Оказывается, что у них в законе прописано, что в случае остановки инспектором ГИБДД, штраф будет взыскиваться как с нелегального водителя, так и с пассажира воспользовавшегося данным видом транспорта. Думаю это правильно, наказываться в таком случае должны как водители, так и пассажиры.
В случае принятия закона на рынке останутся только сильные компании, такой конкуренции как сейчас уже не будет?
И.Новицкий: Не факт. Индивидуальный предприниматель также может получить данное разрешение и работать на собственном автомобиле.
Я.Щербинин: Казалось бы, да, вроде как все равны, но давайте посмотрим некоторые пункты закона. Должен быть предрейсовый медицинский и механический осмотр. Эта возможность есть только у крупных компаний. Индивидуальному предпринимателю придется заключать договор с какой-нибудь клиникой. Это в итоге скажется на стоимости проезда. Крупной компании можно получить автомобиль в кредит или лизинг, индивидуальному предпринимателю получить кредит невозможно – либо бешеные проценты, либо отказ. Именно поэтому таксисты часто оформляют автомобили на родственников, имеющих стабильный доход. Пока для того, чтобы получить разрешение, не нужно денег и требуется минимальный пакет документов, но что будет через год - никто не скажет. Получаются, что карательные меры принимаются к легальным извозчикам. Думаю, придется уходить в «нелегалы». Слишком многие задействованы в такси. Есть города, где это является основным видом транспорта, что будет там?
А.Быстров: У нас, в частности, в Бугульме ездят только такси, стоимость проезда там ниже в 10 раз, чем в Казани. Если люди лишатся и этого, то точно уйдут в «нелегалы».
В новых такси обязательно будут устанавливаться счетчики. Что вы об этом думаете?
И.Новицкий: Взять машину с счетчиком можно и сейчас. В советские времена мы были привычны к этой системе.
Я.Щербинин: Счетчики – еще один камень преткновения. В некоторых компаниях его роль играет прибор gps, в других заключаются договора. Водитель может сам забить стоимость проезда и пассажир ничего от этого не выиграет. Если водитель захочет обмануть, то он обязательно обманет. К тому же есть фиксированные цены – в аэропорт и даже по городу, что делать в таком случае с показаниями счетчика? Кроме слов о том, что он должен быть установлен, в законе ничего не сказано. Наверняка, будет много конфликтов с инспекторами ДПС. Нам очень многое навязывается. Та же перекраска. Представляете, на сколько «попадает» человек, которому нужно перекрасить 20 машин. Естественно, все ляжет на плечи обычных пассажиров.
А.Быстров: Перекраска нас загоняет в тупик. Цена у нас, как правило, договорная. А в случае со счетчиком так работать уже нельзя. То есть, клиентам легче просто выйти на тротуар и поймать «мотор».
Как поправки скажутся на безопасности дорожного движения?
И.Новицкий: Это важнейшая тема. ДТП - основная составляющая всех происшествий, происходящих в стране. Установлено, что автомобиль должен быть технически исправным. Ездить на разбитых такси дешевле только до поры до времени. Скоро клиент сам все поймет.
Я.Щербинин: Безопасность складывается из профессионализма водителя. Неисправность автомобиля составляет в ДТП лишь 1 процент. У нас очень много говорится о том, как карать водителя, но ни слова о том, как его защищать. Если мы посмотрим криминальные сводки, то увидим, как часто таксисты становятся жертвами преступлений. Причем доказать что-либо им крайне сложно. Это цела эпопея, докажи что ты легален, что вез не знакомого и. т. д. Нам кажется, что это огромная недоработка. Подчеркиваю, разрешение нужно выдавать водителю, а не на автомобиль. Профессионал и на «Ладе» довезет быстро и качественно, а «чайник» пусть даже и на «иномарке» доставит кучу хлопот. Кстати, прошлый закон очень четко обговаривал знание таксистом русского языка, и знание города, в новом - об этом ни слова. Думаю, проведем еще одну акцию протеста. Это наш хлеб, не отнимайте его у нас.
А.Сидоров: Я повторюсь, что пассажиры оценили существующую работу таксомоторных служб на «3» на «4». Безопасность ставится во главу угла. У нас в городе есть и битые автомобили с «шашечками». По нашим базам будет обеспечиваться контроль режима труда и отдыха водителей, медосмотр и техосмотр. Это важно не столько для контролирующих органов, сколько для самих пассажиров.
А.Быстров: Контроль быть должен. Сейчас говорят, что техосмотр перейдет в руки страховщиков, там, наверно, будет свой порядок. Сейчас все понимают, что чем лучше автомобиль, тем лучше клиент. Люди не заказывают что ни попадя. В противном случае можно поднять руку на дороге и уедешь. Главное, чтобы не поднялись цены на страховку и техосмотр. Маленькие фирмы закрываются, остаются только большие, в Казани в «Легион-такси» объединились сразу 14 компаний, это наш единственный выход конкурировать с «тремя китами»: «Везет», «Татарстан» и «Мотор-сервис». Думаю, безопасность придет, когда таксист будет ездить именно на своей машине.

Материал подготовил Артур ЕНИКЕЕВ.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2