news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Я пережила «Нашествие»

Юбилейный 10-й фестиваль «Нашествие» в Большом Завидово Тверской области запомнился обилием живой качественной музыки, ливнями, грязью и сломанной палаткой. Зато 173 тысячи зрителей, ставших свидетелями гигантского рок-концерта, который шел три дня практически в режиме нон-стоп, могут с гордостью повторить фразу, написанную на футболках с символикой феста – «Я пережил «Нашествие».

Пролог

Конечно, я основательно готовилась к первому в своей жизни «Нашествию». Мы с коллегой-фотографом за неделю до выезда на фест составили список необходимых вещей – палатка, пенки, спальники, сухой паек, средства от комаров, крем для загара, сменная одежда и прочие нужности. Но никто не мог предположить, что выезд на 3-дневное «Нашествие» может поистине превратиться в аналог проекта «Последний герой», в котором нужно остаться в живых.

Трудности начались еще до выезда на фестиваль. Сначала организаторы подтвердили аккредитацию, но оговорились – в этом году журналистам не предоставляют бесплатные палатко-места (в итоге клочок земли обошелся в 1800 рублей). К тому же, организаторы феста отказали журналистам и в еще одной небольшой традиционной для предыдущих форумов «роскоши» - проживании в тех же палатках, но не в общей с десятками тысяч человек зоне, а в отдельном месте. Не то, что представители СМИ – особые люди. Просто они везут с собой дорогостоящую технику и вынуждены таскать ее ВСЕГДА и ВСЮ с собой, потому что в палатке в общей зоне, где ошивается всякий народ, фотоаппараты, ноутбуки и прочие гаджеты не оставишь.

Потом было еще одно ЧП – а ведь мы не успели даже выехать из города. Автобус, который должен был везти желающих на «Нашествие» из Казани, разбился на трассе накануне выезда. В итоге организаторы тура предложили другой автобус, но по более высокой цене. Не все согласились, так что этот вариант отпал. В итоге в ночь пришлось в экстренном порядке бронировать по Интернету билеты на поезд – благо плацкарт еще оставался в наличии. Правда, на обратную дорогу – только уже верхние боковушки. Но что не сделаешь ради того, чтобы оказаться на «Нашествии».

Дорога

Нагрузились рюкзаками, сели в поезд. По приезду – перешли на другой вокзал и стали ждать электричку до станции «Конаковский Мох». Уже тогда стало очевидно, что большинство желающих поехать на электричке хотят добраться до «Нашествия» - многие выкрикивали название фестиваля и были одеты в соответствующую символику. На мониторе так и не появилось информации, на какой путь будет подана электричка. В результате вся толпа ходила с пути на путь в надежде придти на нужный, чтобы проехать два с лишним часа до пункта назначения сидя. Нам повезло – мы сели, и даже закинули почти все вещи на верхние полки. В предвкушении феста «нашественники» пили и пели, пугая законопослушных граждан, которые сели на электричку в надежде добраться до своей дачи.

По выходу из электрички нам предстояло преодолеть еще несколько километров до поля фестиваля – на этот раз на автобусе. Автобусов, кстати, было предусмотрено, как всегда в таких случаях, недостаточно – народ так же, как и в электричке, коротал время в ожидании. В итоге, выехав из Казани вечером накануне фестиваля, мы добрались до «Нашествия» только вечером следующего дня. Пока нашли пресс-центр, установили палатку (чтобы делать это не в темноте), бросили вещи – еле успели на открытие юбилейного «Нашествия». Первым был «Пилот».

Быт и публика

Про палатку – это отдельная история. Представляете себе поиски своего временного жилища на поле, где установлены тысячи палаток? Причем зоны никак не отделены друг от друга. Выкручивались так – ищешь около себя особо выдающуюся яркую палатку, а еще лучше, чтобы сверху был прикреплен какой-нибудь флаг. Но это помогало днем. А вот ночью… Приходилось плутать (благо, был фонарик), кричать, звонить. А вообще люди развлекались поисками Валеры – зрители фестиваля уже несколько лет подряд устраивают такой флешмоб, крича: «Валера! Валера!».

С погодой нам не повезло. Два дня из трех лил дождь. По сообщениям некоторых СМИ, в первый день «Нашествие» даже накрыл ураган. Но зато повезло нам с палаткой – она не промокла изнутри, и сохранила сухими наши спальные мешки. И, возвращаясь часа в два ночи в палатку мокрыми до нитки, мы могли стянуть одежду и зарыться в теплые спальники. Только вот с тем, чтобы поспать, была проблема. Хотя с другой стороны – это же фестиваль. Приходишь в палатку глубокой ночью, соседи распевают песни, шныряют в «поисках» Валеры, а на сценах продолжается какое-то действо, дискотеки, кино. Вроде, вздремнешь часок-другой, даже в таких условиях. И тут бамс – в 6 утра тебя будят саундчеками.

Опять же о палатке – нам ее пытались сломать. Вернее даже сломали – первой ночью какой-то пьяный фанат рухнул на нее, и каркас «тамбура» хрустнул. Благо, сама палатка устояла, но тамбур, где хранились вещи, стал протекать. Но нам еще повезло – сосед по полю привез некачественную палатку, которая протекла в первую же ночь. В итоге воду из нее выливали горстями, и промокло все, что только могло. Ну, не повезло человеку…

На проблеме туалетов на подобных фестивалях отдельно останавливаться смысла нет – их всегда не хватает. А вот душ предусмотрен был – правда, за отдельную плату в 250 рублей. Но это недорого, если сравнивать с ценами на все остальное. Например, стоимость одного стакана кипятка в вечернее дождливое время, когда публика жаждала «сугреву», поднималась до 50 рублей. Причем для того, чтобы заварить традиционный бомж-пакет нужно два стакана. Правда, утром и днем кипяток можно было купить и за 30 рублей. А вот стоимость бутылки обычной воды 0,5 литра оставалась неизменной – 100 рублей. В первый день еще можно было купить 5-литровую бутыль немногим дороже, но потом цены и на нее поползли вверх.

Мне было не принципиально – я не пью. Но остальным-то как? Банка самого дешевого пива стоила 120 рублей. Народ спасался эконом-вариантом – 220 рублей за литр «Льва». Причем, народ умудрялся упиваться и по таким ценам. Учитывая еще, что какой-либо другой алкоголь на территории фестиваля был запрещен. И выход за территорию фестиваля – тоже. Как сообщили организаторы, у мечтающих пронести крепкое пойло на территорию фестиваля, было изъято 75 литров алкоголя. Думается, хорошо это – хоть не упились все до полусмерти, а выполнили основную цель – послушали хорошую музыку.

Кстати, возросшую адекватность публики отмечали многие артисты. Так, лидер группы «Пилот» Илья Черт сказал: «С каждым годом растет адекватность зрителей на «Нашествии». Люди приезжают отдыхать, веселиться. Раньше было много пьяных людей, шли разборки с милицией. А сейчас милиционер спросил: «Вы не будете против, если мы осмотрим ваши вещи?». Не ожидал, что когда-нибудь такое услышу. Прогресс на лицо. Можно спокойно ходить по полю, даже среди поклонников. Чувствуешь себя в абсолютной безопасности. Никто не хочет портить себе праздник».

Погода

Ой-ей, подумалось мне в первый же вечер фестиваля. Полил такой дождина, что не спасал никакой дождевик. И если днем поле было покрыто травкой, то после сильнейшего ливня, который длился несколько часов, оно стало походить на глиняную массу, разбавляемую лужами. Все в «лучших» традициях «Нашествия». Во второй день фестиваля, когда дождь не думал прекращаться, а сухой одежды и особенно обуви уже не оставалось, пришлось действовать, чтобы не слечь. Единственные теплые носки на ноги, на них – пакеты для мусора, сверху мокрые носки и мокрые кроссовки.

Но гроза нисколько не помешала веселью собравшегося в Большом Завидово народа. Напротив, казалось, погодные невзгоды сплотили зрителей. Особо остро это ощущалось во время выступления «Чайфа». Как только уральцы вышли на сцену в первый день феста, разразился сильнейший ливень. У кого были дождевики – тут же надели их на себя. Остальные вовсе поснимали с себя одежду, которая промокла до нитки в первую же минуту. Сколь ни старались Шахрин и Ко вместе с активно помогающими им фанатами разогнать дождь, у них это не вышло. В итоге все задорно прыгали и громко подпевали кумирам, пытаясь согреться. А ценители устроили конкурс на лучшую женскую грудь в мокрой майке.

«Люди светились, несмотря на дождь. Это было очень приятно», - признались музыканты «Чайфа». А лидер «Сплина» Александр Васильев пожалел публику, вынужденную мокнуть под дождем, но назвал незабываемым зрелище разноцветных дождевиков и зонтиков.

Причем, утро на фестивале начиналось групповой зарядкой. И ведь шли туда люди, несмотря на дождь, одним словом, отчаянные…

Фестиваль

Среди участников юбилейного «Нашествия» было более 100 коллективов: «Алиса», вышеупомянутый «Чайф», «Би-2», «ДДТ», «Океан Ельзи», «Сплин», «Кипелов», Гарик Сукачев, «Ночные снайперы»,   «Браво», «Король и шут» и многие другие. Из заявленного изначально списка не добрались до Большого Завидово только «Звери» и  «Уматурман». Казань на фестивале представляли дебютанты - «Мураками» и трио «Jukebox». Диляра Вагапова и Ко стали дебютантами «Нашествия», и сразу – на Главной сцене. «Эмоции словами не передать. Получилось все, что мы задумывали, и даже больше. Было много эмоций. Если честно, то мы готовились к великому и устрашающему событию. Я с 14 лет мечтала выступить на «Максидроме» и «Нашествии». И вот моя мечта сбылась», - призналась солистка «Мураками». По ее словам, «Нашествие» для «Мураками» - определенный нулевой километр, новый отсчет («нулевой километр» - название хита группы, на который недавно был снят клип – прим. Т-И).

Традиционно на фестивале работали Главная, Альтернативная и Позитивная сцены. В этом году была представлена еще одна сцена – Театральная. На ней Иван Охлобыстин и Михаил Ефремов в ночи читали со сцены свои остросоциальные стихи, а казанское трио «Jukebox» «зажгло» публику акапельным исполнением мировых хитов – правда, было это уж очень поздно, часа в три ночи.

Еще одна красивая и зрелищная традиция фестиваля - грандиозное шоу в исполнении авиационных групп высшего пилотажа - «Стрижи» и «Русские витязи». Даже тучи не помешали этому действу. Пилоты продемонстрировали настоящий небесный рок-н-ролл - всевозможные фигуры высшего пилотажа, такие как петля Нестерова, колокол, пролет на малых скоростях, бочка и многое другое. Наиболее зрелищным стало выступление «Русских витязей» - 4-х истребителей «Су-27». Когда над головами зрителей появились самолеты общей массой 100 тонн на расстоянии 1-3 метра друг от друга, от этого по-настоящему захватило дух. «Фишкой» стало прямое включение из кабин пилотов.
А командир пилотажной группы «Стрижи» гвардии подполковник Дмитрий Копосов еще и выступил в непривычном амплуа. Он вышел на сцену вместе с самой «космической» группой «Ундервуд» и исполнил композицию «Очень хочется в Советский Союз» (в ней есть слова «улететь на «Миг-25»). Со сцены он признался, что для него было бы проще еще раз выступить на «Нашествии» в привычном амплуа, нежели спеть.

Звук на «Нашествии» порадовал как публику, так и артистов. Практически все исполнители, приходившие в пресс-центр, отмечали высокое качество звука. «Нам очень понравилось. Ведь выступление складывается из звука, а звучало как никогда хорошо для «Нашествия», - в частности, признался Валерий Кипелов. – С таким отрывом мы давно не выступали».

Позволю себе быть субъективной. Ярким пятном из всего фестиваля остались, как ни странно, «Чайф», в последнее время уже успевшие немного поднадоесть - возможно, из-за ливня и чувства единства, «Сплин» - ну люблю я Сашу Васильева, Гарик Сукачев и «Браво» - от них шел такой драйв, что отплясывали совершенно все. И ну и главный хедлайнер – «Океан Ельзи». Хотя Вакарчук мог бы спеть и побольше – все-таки час для сета, закрывающего фестиваль, - маловато.

Сухие цифры и итоги

10-й юбилейный фестиваль за три дня посетили 173 тысячи зрителей, сообщил на пресс-конференции продюсер «Нашествия» Андрей Матвеев. Но это не рекорд - в Раменском в начале 2000-х «Нашествие» собрало 180 тысяч человек.

Три дня фестиваль проработал в режиме небольшого веселого поселка. За это время было зафиксировано три кражи – фотоаппарата, радиостанции из скорой помощи, мотоцикла 94 года сборки. Поступило 314 обращений граждан по линии здравоохранения. 10 человек были госпитализированы, было зафиксировано 7 переломов, 15 ОРЗ, 5 ожогов, 1 случай эпилепсии, 3 - аллергии. По линии МЧС случаев реагирования не было.

«На нынешнем фестивале мы получили совершенно разные погодные условия – и дождь, и жару, только снега не было (смеется). Было все, что было за эти 10 лет по погоде. С точки зрения программы, инфраструктуры – как всегда бывают прорехи. Но в целом мы довольны тем, как прошел юбилейный фестиваль. В непростых погодных условиях все случилось хорошо», - заявил Андрей Матвеев.

Продюсер «Нашествия» заверил, что в 2012 году обязательно пройдет 11-й фестиваль. «Я не понимаю, почему юбилейный фестиваль должен быть последним. Если бы нас хотели закрыть, то закрыли бы. Мы вступаем в новое 10-летие с уверенностью, - отметил Матвеев. - Мы довольны этой площадкой – Большим Завидово».

«Нашествие» в цифрах:

• 173 000 зрителей
• 8000 человек, задействованных в подготовке фестиваля
• 145 музыкальных коллективов
• 300 кВт звука
• 700 кВт света
• 20 тонн звукового и светового оборудования

Эпилог

Немного смазали, несмотря ни на что, восторженное впечатление от фестиваля доблестные сотрудники ОМОНа. Нам пообещали, что в палатках можно будет поспать до 5-6 утра. И это логично – электричка-то отходила в 7.59. Как раз хватит времени собрать палатку и дойти за пару минут до автобуса. Но нет. Омоновцам так не показалось – они начали стучать по палаткам еще с 4 часов, зачем-то выгоняя народ в холодную ночь. Пришлось вылезать из теплых спальников. А потом к нам подошли два отморозка, которые, видимо, не реализовали свои солдафонские замашки. Все время, пока мы собирали палатку, они грозили коллеге-мужчине, который помогал нам – из цензурных русских слов я разобрала только «надаю по печени».

Ну да Бог им судья. Не надавали – и ладно. У всех хватило ума не вступать с ними в диспуты и не отвечать на их слова. Ну, потом, конечно, просидели пару лишних часов на платформе в ожидании нашей электрички. Вернее - полежали, благо пенка всегда рядом. Приехав, прошатались по Москве почти весь день - поезд на Казань был только вечером.

Прямо ирония судьбы - только вернулись с «Нашествия», где играли «Би-2», и тут на тебе. Гуляем по Красной площади, никого не трогаем, смотрим - на фоне собора Василия Блаженного снимают клип. Приглядываюсь - так это ж Лева и Шура. С соседями по поезду нам было о чем поговорить - они тоже ехали с «Нашествия».

Постскриптум

Если меня спросят, поеду ли я на «Нашествие» еще раз, сейчас однозначного ответа я дать не смогу. А вот на следующий год, когда в памяти останутся только яркие и добрые воспоминания, которые, безусловно, обогащают жизнь и расширяют границы времени, наверное, склонюсь к ответу «да». Кстати, со сцены феста ведущие зачитали предложение одного из зрителей фестиваля Петра своей девушке Асе стать его женой. Многотысячная толпа «Нашествия» поддержала парня в этом начинании. Интересно, ответит ли она «да»...

На «главном приключении лета» побывала Кристина ИВАНОВА.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2