news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Клара ТАЗЕТДИНОВА:

«Чтобы стать фрезеровщиком, не нужно знать высшую математику»

О судьбе почти 2 тысяч выпускников школ Татарстана этого года, оставшихся по итогам ЕГЭ без аттестата, а также о первых результатах реформ в сфере среднего и начального профессионального образования республики рассказала заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ».

 
Отметим, что сейчас в числе подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ находятся 74 образовательных учреждения: 1 высшее - Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (НГТТИ), 48 учреждений начального профессионального образования (НПО), 25 учреждений среднего профессионального образования (СПО) – двухуровневые колледжи.
 
Клара Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о результатах приемной кампании-2009 в учреждениях, подведомственных министерству.
 
К.Т.: В этом году прием в учреждения начального и среднего профессионального образования республики увеличился на 14 процентов по сравнению с показателями 2008 года. На 9 сентября принято 16380 человек, тогда как в прошлом на эту дату 14310 юношей и девушек подали свои заявления (в учреждения НПО достаточно подать заявление и при наличии бюджетных мест, а также заказа на подготовку, учащегося должны принять – Т-И).
 
Из почти 16,4 тысячи поступивших 8535 человека – это выпускники 11-х классов и 7848 – выпускники 9-х классов школ республики. При этом, если в прошлом году 28 процентов выпускников 11-х классов поступили в подведомственные образовательные учреждения, то в текущем эта цифра равна 31 проценту.
 
Отчасти на эту тенденцию повлияла сдача ЕГЭ – у некоторых выпускников результаты экзаменов были слишком низкие для поступления в вуз. Но, на мой взгляд, более значительную роль сыграла тщательная информационная работа. Ведь молодые люди зачастую не знают, насколько востребованы рабочие профессии.
 
Какова судьба 1952 выпускников 11-х классов этого года, которые получили двойки по обязательным ЕГЭ – русскому языку и математике – и остались без аттестата, выйдя из школы со справкой?
 
К.Т.: Из этих выпускников 650 человек подали заявления в учреждения начального профобразования, еще 322 – поступили в учреждения СПО. Они будут обучаться по сокращенной программе 1 год в соответствии с перечнем профессий начального профобразования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России. Ребенок, который окончил школу со справкой, не сдал ЕГЭ по математике и русскому языку. А для определенных профессий требования к этим предметам не столь жесткие. То есть, чтобы стать фрезеровщиком, необязательно знать высшую математику. А если человек хочет стать поваром-кондитером, ему не обязательно слушать все предметы 10-11 классов.
 
Кроме того, из 1952 выпускников, не получивших аттестат, более 500 ребят нашли работу, 40 девушек беременны, 78 выпускников ушли служить в Вооруженные Силы Российской Федерации.
 
А какие учреждения профобразования пользовались наибольшей популярностью в этом году?
 
К.Т.: Из казанских это колледж малого бизнеса и предпринимательства (бывший 136-й), профессиональный лицей №49, торгово-экономический техникум, в котором конкурс по отдельным профессиям достигал 6 человек на место, профессиональный колледж №41, международный колледж сервиса (бывший 115-й), профессиональный лицей №33 (строительный).
 
Если говорить о конкурсе в учреждениях республики, то хорошие показатели в Алексеевском аграрном колледже, Нижнекамском сварочно-монтажном колледже, Набережночелнинском политехническом колледже, Елабужском политехническом колледже и других.
 
Те учреждения, которые я сейчас называю колледжами, были раньше учреждениями НПО. Мы их в процессе реформирования и оптимизации сети перевели в двухуровневые образовательные учреждения. То есть они реализуют и уровень начального профессионального образования, и уровень среднего профессионального образования.
 
Если ребенок поступает в колледж, он полноценно обучается по программе НПО, получает документ о начальном профобразовании и в принципе, может дальше не продолжать обучение, а идти в рабочие. Либо он может по ускоренной программе продолжить обучение у себя де в колледже и получить среднее профобразование, в результате сократит срок обучения с 6 до 5 лет.
 
Эта двухуровневая схема хороша тем, что система НПО дает много производственных навыков. А классическая система среднего и высшего образования дает больше теории. Так что специалист, который прошел две ступени, более конкурентоспособен и востребован, потому что он имеет практические навыки.
 
Выбранные учащимися профессии востребованы на рынке труда?
 
К.Т.: Наиболее популярные среди молодежи специальности – повар-кондитер, парикмахер, аппаратчик-оператор, мастера строительных, общестроительных, отделочных работ, автомеханик, сварщик и другие. Несмотря на кризис, потребность в квалифицированных рабочих кадрах не снизилась. Востребованы по-прежнему токари, фрезеровщики, сварщики. Они так же ценятся, как и до кризиса – работодатель готов им обеспечить достойную оплату труда.
 
Можно сказать, что в системе НПО спрос потребителя образовательной услуги и потребности рынка труда не так разорваны, как в системе высшего профессионального образования, когда требуется 70 процентов технических специалистов, а мы учим 80 процентов гуманитариев. Так что в системе НПО все приближено к потребности работодателя, потому что госзаказ мы формируем по заявкам работодателя.
 
Значит ли это, что можно сопоставить цифры выпуска из учреждений НПО этого года и потребности рынка?
 
К.Т.: В принципе, мы приближаемся к этому. Понятно, что мы всегда готовим чуть-чуть больше специалистов по востребованным специальностям. Ведь если кто-то уйдет в армию, все равно необходимо будет обеспечить потребности работодателя.
 
В этом году заявки от работодателей поступили на подготовку около 25 тысяч специалистов, на основании чего государство сформировало заказ на 22,5 тысячи человек. Но набор составил пока 16,4 тысячи человек. То есть госзадание мы доводим, но не всегда можем набрать то количество, которое реально заявлено.
 
Получается, что мы пока не добрали учащихся. Однако учреждения начального профессионального образования могут осуществлять прием до 31 декабря. Как правило, ребята, которые приходят из армии осенью, поступают в учреждения НПО. Ведь в вузы они уже опоздали. А за тот год, пока они будут готовиться к поступлению в вуз, они могут придти к нам и получить рабочую профессию.
 
Когда в Татарстане завершится реструктуризация сети учреждения НПО и СПО? Сколько из 96 учреждений сети останется к концу реформ?
 
К.Т.: Понятно, что 48 тысяч учебных мест, которые предлагали 96 учреждений НПО и СПО республики, в ближайшие 20-25 лет не будут востребованы. Когда еще мы нарожаем столько детей, чтобы выпускниками школ становились 70 тысяч детей, чтобы часть уходила в вуз, а часть – в систему профобразования! Так что реструктуризация была просто необходима.
 
Сейчас из 96 учреждений НПО и СПО осталось 74. Исходя из демографических тенденций, мы планируем оставить 50 учреждений на 30 тысяч учебных мест – к 2011 году. Мы будем сохранять именно те учреждения, которые обеспечат потребность кадров различных отраслей. Если в крупных городах мы стараемся сохранить специализацию образовательных учреждений, то в сельских районах – учреждения политехнической направленности. Как правило, в сельских районах нужны машинисты-трактористы, повара-кондитеры (как правило, для девушек), строители, автомеханики, сварщики.
 
В этом году 3 учреждения подлежат ликвидации – соответствующие постановления Кабинета Министров РТ уже вышли. Это лицей №12 в Бугульме – здесь было 3 учреждения НПО, и мы остановились пока на двух. Кроме того, будет ликвидирован лицей №113 Лаишевского района РТ – здесь остается сельскохозяйственный техникум, и №31 Альметьевского района (здесь остается 2 учреждения).
 
Для себя мы сейчас поставили цель перевести в статус АУ (автономное учреждение) те учреждения, которые останутся центрами подготовки кадров после реструктуризации. На сегодняшний день 24 учреждения работают в формате автономных. До конца года мы планируем перевести в формат автономных еще 8 учреждений.
 
В этом году выделено достаточно финансирования?
 
К.Т.: Да, несмотря на кризис, объемы финансирования даже увеличены – если в прошлом году из республиканского бюджета было выделено 1 миллиард 300 тысяч, то в этом году на 100 тысяч рублей больше. Это еще раз подтверждает тот факт, что целью оптимизации сети не была экономия бюджетных расходов. Оптимизация необходима, чтобы учреждения были востребованы, и в них не было свободных мест, а во-вторых – чтобы высвобождаемые деньги направлять на развитие сети, повышение заработной платы сотрудников.
 
Кроме того, учреждениям НПО и СПО выделяются и средства и федерального бюджета – для победителей нацпроекта «Образование». В учреждениях профобразования республики, завоевавших федеральный грант, материально-техническая база стала даже лучше, чем во многих вузах. Тот же Казанский нефтехимический колледж, 123-й профессиональный лицей привели в такое состояние, что приятно просто даже зайти посмотреть – станки, сварочные мастерские. Нацпроект способствует повышению привлекательности учреждений НПО и СПО.
 
Какие в этом году пройдут мероприятия по популяризации рабочих профессий?
 
К.Т.: В Татарстане эта работа ведется постоянно, популяризации уделяется достаточно много внимания. Так, будет организован пресс-тур по учреждениям НПО и СПО – обладателям федерального гранта, выпущена серия визиток учреждений сети. Будет продолжен опыт по проведению конкурса школьных сочинений о лучшей профессии «Билет в будущее».
 
Мы продолжим традицию проведения сельскохозяйственных ярмарок в осенний период – будет выставлена на продажу продукция, выращенная студентами и учащимися наших учреждений. Кроме того, в рамках фестиваля социальной рекламы планируется привлечь внимание креативных, творческих людей к вопросу популяризации рабочих специальностей.
 
Впервые мы планируем провести осенью общереспубликанский бал лицеистов. На него будут приглашены лучшие учащиеся – победители конкурсов профессионального мастерства, олимпиад, спартакиад. Мы хотим, чтобы это тоже вошло в традицию.
 
В этом году в учреждениях НПО и СПО планируется тестировать учащихся на немедицинское употребление наркотических средств?
 
К.Т.: В прошлом году мы охватили осмотрами около 80 процентов учащихся, а в этом будет обеспечен практически 100-процентный охват. Так что осмотры пройдут около 21 тысячи учащихся.
 

Беседовала Кристина ИВАНОВА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2