news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Владимир ЗАХАРОВ:

«Покидаю Казань с тяжелым сердцем»

Заслуженный тренер России Владимир Захаров, с 2004 по январь 2011 года работавший главным тренером казанского ватерпольного клуба «Синтез», в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» признался, что покидает Казань с тяжелым сердцем и рассказал о новых перспективах работы вне столицы Татарстана.

Напомним, за шесть лет работы этого специалиста в Казани «Синтез» один раз стал чемпионом России по водному поло, дважды серебряным призером чемпионата страны, дважды - бронзовым, завоевал два Кубка России и Кубок «ЛЕН Трофи». После отставки Захарова на тренерском посту его сменил экс-капитан «Синтеза» Ирек Зиннуров. В этом году казанский клуб завоевал «бронзу» чемпионата России, но остался без наград Кубка страны.


Владимир Николаевич, спустя почти семь лет работы в «Синтезе» с какими чувствами вы покидаете Казань?
В.З.:
К сожалению, пришла пора расставаться с Казанью, замечу – не по своей воле. Конечно, с тяжелым сердцем уезжаю из полюбившегося мне города. 

Вслед за Деяном Савичем, который до недавнего времени был капитаном «Синтеза», в последние пять лет олицетворял команду и при расставании со слезами на глазах признался, что это были его лучшие годы в спорте, мне хотелось бы повторить его слова. Действительно, для меня годы в Казани тоже были лучшими. Хотя надеюсь, что в моей тренерской карьере еще будут высокие результаты. Но, к сожалению, не в Казани.

Хочу сказать огромное спасибо всем. И руководству республики, и руководству «ТАИФа», «Оргсинтеза», которые поддерживали команду финансово и морально. Конечно, большое спасибо прессе – такого благожелательного отношения ко всем спортивным командам я не встречал еще нигде, хотя поработал много в разных местах. Так вот, заинтересованность и профессионализм журналистов очень влияет на результат и помогает достигать результата. Конечно, слова благодарности хочу сказать и всем специалистам, которые обеспечивали нормальную работу команды – работники бассейна, завода, административный отдел. Ранее в интервью я часто говорил, что результаты и успехи «Синтеза» - это плод работы всей команды. Под командой я подразумевал не только игроков и тренерский штаб, а всех тех, кто имел то или иное отношение к команде, и журналистов в том числе. Отдельное спасибо простым жителям Казани. До сих пор они узнают меня на улице, благодарят за сделанное в клубе. И конечно, задают вопросы, почему и как так случилось…

И что вы им отвечаете на этот непростой вопрос?
В.З.:
Я сам себе часто задаю этот вопрос и однозначно ответить не могу. Мне поставили в вину неудачное выступление прошлого года – серебряные медали чемпионата России и завоевание Кубка страны. Наверное, такое объяснение не очень серьезно. Объективной причиной можно считать проигрыш в Еврокубке среднему по европейским понятиям клубу из Словении, причем проигрыш в равной борьбе по серии пенальти. Не в оправдание себе – есть объяснение этой неудаче и всей ситуации: кризис, который был в сборной России, постепенно опустился и в клубы. Не случайно раз за разом российские клубы – и «Штурм-2002» (Московская область), и волгоградский «Спартак» - базовая команда сборной, и до последнего времени московское «Динамо», все меньше показывают положительные результаты на европейской арене. Кризис и есть кризис. Поэтому поезд, в котором вся ватерпольная Европа уже едет к намеченной цели, уходит все дальше от нас. А мы только собираем чемоданы, чтобы пойти на вокзал.

Хотя, считают, что у ватерпольной России есть потенциал, перспективы, определенные пути выхода из кризиса. Надо просто консолидировать усилия, найти материальную поддержку, найти определенные рецепты. А они есть – уверен в этом на 100 процентов. Потому что есть российские игроки и тренеры, которые могут и готовы вывести из кризиса. Но пока это или не востребовано или остается в том положении, какое есть.

Еще один вопрос, который ставился мне в вину и, наверное, тоже справедливо – мало местных воспитанников молодых и перспективных я включал в состав для достижения цели. К сожалению, детская спортивная школа пока не дает ту качественную смену, которая могла бы полностью заменить игроков-ветеранов и выдавать высокий результат, чтобы для «Синтеза» омоложение прошло безболезненно. Так что пока наша школа не дает того качественного материала, с которым можно делать результат. Да и я считал, что главная задача наставника команды – давать результат. А вот каким составом и возрастом – не столь важно. Мы на протяжении шести сезонов давали хороший результат. Но, как случилось, так и случилось.

Вы говорите, что покидаете Казань с тяжелым сердцем. А обида сохранилась?
В.З.:
Грех жаловаться на Казань, какое-то негативное отношение ко мне. Даже сейчас, встречаясь на улице с совершенно незнакомыми людьми, слышу слова благодарности. Совсем недавно стоял в очереди на мойку, чтобы помыть автомобиль. Мимо проходил пожилой мужчина с клюкой, постучал в окно, заглянул, поприветствовал, пожелал здоровья, удачи, поблагодарил за работу. Было очень приятно и трогательно. Я даже не ожидал – думал, он за какой-то милостыней стучался.

Поэтому грех обижаться. Хотя, какие-то отдельные негативные впечатления есть. Все-таки немного обидно. Но, в общем, я благодарен Казани и всем тем, кто со мной работал, меня знает и мне помогал в деле развития водного поло в столице Татарстана. 

Пожелаю «Синтезу» от чистого сердца, несмотря на то, что, наверное, будут обвинительные моменты в мой адрес, удачи, успехов. Хочу, чтобы то, что мы начали 7 лет назад, продолжало идти дальше и совершенствоваться. Предпосылки к этому есть, школа работает. Думаю, что просто нужно время для того, чтобы все адаптировалось и встало на свои места. 

Владимир Николаевич, у «Синтеза» с нынешним тренерским штабом есть потенциал? И как оцените выступление команды в этом сезоне?
В.З.:
Странно было ожидать в этом сезоне хорошего результата. Потому что всегда неординарно отправление в отставку посреди сезона одного тренера. Наверное, результат предсказуем. Хотя, в этом году мы планировали, что «Синтез» будет «золотым» или, по крайней мере, будет играть в финале чемпионата страны. Я знаю Зиннурова очень много лет, знаю его честолюбие, самолюбие. Такой результат не устраивает в первую очередь даже не руководство, а его самого. Так что он приложит все силы, чтобы каким-то образом улучшить результаты команды. Получится или не получится – сложно сказать. Ирек не так давно еще был игроком, и пока на тренерском мостике себя не проявил. Но его желание, темперамент – предпосылки к тому, что дело не будет стоять на месте, будет двигаться. Как много нужно будет времени на его адаптацию от игрока к тренеру, это вопрос. Вполне возможно, что результаты вскоре будут. 

Если возвращаться к вашей тренерской карьере в «Синтезе»: что вы видите своей основной заслугой и на что до сих пор пеняете себе?
В.З.:
Главным достижением я считаю то, что за эти годы нам удалось выстроить пирамиду, сделать очень солидный клуб.  В начале своей карьеры в Казани я говорил о том, что одна из основных задач – построение пирамиды, в которой вершиной является команда мастеров, серединой – вторая команда и базой – детская спортивная школа. В принципе, мы пришли к этому – пирамида выстроена в Казани и начала давать плоды. Одним из достижений я также считаю то, что наш клуб стал одним из самых авторитетных и уважаемых не только в России, но и в Европе. «Синтез» стал маркой, солидной командой. В первые годы мы приезжали на Еврокубок как статисты, и на нас смотрели как на команду, которая приехала на турнир неизвестно откуда и неизвестно зачем. В последующие годы, когда мы выиграли Еврокубок, играли в финале турнира, достойно выступали в Лиге чемпионов, команды-соперницы, попадая с нами по жеребьевке в одну группу, выражали беспокойство и определенный страх. То есть, «Синтез» уже стал грозной силой для соперников. 

В России «Синтез» - единственный из ТОП-клубов, из которого никто добровольно не уходил. Ни один из игроков по своей воле «Синтез» не покидал. То есть, мы расставались с ребятами, разрывали контракты по тем или иным причинам, но чтобы кто-то добровольно пришел и сказал, что его не устраивают тренировки, материальное обеспечение команды – такого ни разу не было. Это был самый стабильный клуб в России за последние 7 лет, самый стабильный руководящий тренерский состав. Менялись тренеры у ЦСКА, «Динамо», «Спартака», «Штурма», а у нас до последнего времени была самая стабильная команда в этом плане. Сейчас решение об отставке не очень положительно будет сказываться на общем имидже команды. Дай бог, чтобы этот кризис был преодолен. Еще раз повторюсь – мне бы хотелось, чтобы то дело, которому мы посвятили годы жизни, много сил и здоровья, продолжалось и процветало.

Я знаю, вы приняли новое предложение, и будете работать в Ханты-Мансийске…
В.З.:
Было несколько предложений от разных команд, в том числе, и из ближнего зарубежья. К моему сожалению, были предложения только из женского водного поло. Мужское водное поло как шагреневая кожа все уменьшается и уменьшается, количество команд становится все меньше. А функционирующие клубы укомплектованы как спортсменами, так и тренерами. Пока не видно, где бы открывались новые команды или появлялись ватерпольные точки. Поэтому поступали предложения от женских команд. Было предложение остаться и здесь, в Казани. Но, к сожалению, те условия, которые мне предложили – и финансовые, и рабочие, меня полностью не устраивают. Это просто отговорка.

Я принял предложение возглавить женскую команду «Югра» из Ханты-Мансийска. Съездил на праздничные дни туда, посмотрел условия. Прекрасный город, современный развивающийся край, есть спортивные сооружения и огромное желание поднять водное поло. Пока женское. Женская команда, история которой насчитывает всего три года, неплохо стартовала – на второй год своего существования выиграла «бронзу», вышла в финал «ЛЕН Трофи». Но потом произошел застой, пробуксовочка, и этот сезон они закончили на 5-м месте как в Кубке страны, так и в чемпионате России, а из Еврокубка вылетели на ранней стадии. Поэтому у руководства клуба возникло желание пригласить опытного наставника. Татьяна Петрова, которая играла у меня в «Уралочке», остается моим помощником. Она и стала инициатором моего приглашения в Ханты-Мансийск. Я работал с женскими командами – здесь есть своя специфика, методика. Наверное, это дополнительный стимул, чтобы добиться определенного скачка в профессиональном росте. Все равно хотелось бы остаться в мужском водном поло, но – увы. Поэтому принимаю их предложение. В середине июля намечено подписание контракта и мой дебют в этой команде.

Неужели тренер с вашими опытом и достижениями не востребован в нынешнем мужском водном поло?
В.З.:
Мужских суперклубов осталось всего два – волгоградский «Спартак» и «Штурм». «Спартак» является базовой командой сборной, и оба тренера работают со сборной страны, менять их у руководства клуба смысла нет, тем более они показывают результат. У руководства «Штурма» позиция, что черногорцы – это лучшее, что они могут дать российскому водному поло. Целая диаспора черногорских специалистов работает в «Штурме». Я в личной беседе с руководством этого клуба сказал, что не вижу необходимости в тех затратах, которые они несут для того, чтобы эти специалисты продолжали работать. Потому что результаты, которые выдают черногорцы, ничем не отличаются от результатов «Спартака» или «Синтеза».

Многие считают, что в российское водное поло должен придти какой-то мессия, навести здесь порядок. Я противоположного мнения – своими силами мы вполне бы могли управиться.

Остальные российские клубы, может быть, и хотели бы меня пригласить, но не обеспечены материально. К сожалению, надо сказать, что водное поло – бедный вид спорта. Он находится практически на любительском уровне и в Санкт-Петербурге, и в Астрахани.

Семью перевезете с собой в Ханты-Мансийск?
В.З.:
Пока они останутся здесь. Потому что начало сезона – это сборы за границей, участие в нескольких турнирах до начала чемпионата. А потом будет видно. Конечно, хотелось бы, чтобы семья была со мной. Но я, даже заключая контракт с «Синтезом» и веря в то, что здесь долгосрочная программа, всегда сначала заключаю контракт на один год. Чтобы было поле для разбега как для меня, так и для руководства клуба – нужна возможность присмотреться другу к другу. После года контракта уже можно принять решение – перезаключать соглашение или расставаться. Поэтому на первый сезон семья останется в Казани, а потом – как бог даст.
 


Если вдруг вас опять пригласят на должность главного тренера «Синтеза», вы пойдете на это?

В.З.:
Наверное, я бы согласился снова возглавить «Синтез» и выходить из кризиса, который есть сейчас в команде. Но сложно спрогнозировать, что такая ситуация возникнет. Коли она возникла на ровном месте со мной в плане отставки, то вряд ли вновь будет возвращение.


Справка
Владимир Захаров родился 18 декабря 1952 года. Получил высшее образование на педагогическом факультете Волгоградского государственного института физической культуры и спорта. Заслуженный тренер России, выступал за команды «Спартак» (Волгоград) и СКА (Ростов). 1973–1980 гг. – тренер ДЮСШ по водному поло Волгограда, 1980–1993 гг. – старший тренер команды «Спартак» (Волгоград). 1995 – 2002 гг. – тренер команды «Лукойл-Спартак» (Волгоград). 2002–2004 – работал с женскими командами «Кинеф» (Кириши) и ВК «Уралочка» (Златоуст). С 2004 года был главным тренером ВК «Синтез» (Казань). Женат, воспитывает сына и дочь.


Беседовала Кристина ИВАНОВА.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2