news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» продлится в Казани всего 3 недели

В скором времени в Казани будет представлен еще один уникальный художественный проект «Возвращение к модернизму».

(Казань, 5 апреля, «Татар-информ», Мария Кирюхина). Сегодня в Кремлевском выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты». По словам одного из организаторов выставки, генерального директора «Арт-региона» Михаила Альтермана, в экспозиции представлены 76 листов одной из самых значительных графических серий великого художника – иллюстрации к Библии, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии. В музейных коллекциях России произведения Шагала этой графической серии не представлены, что позволяет назвать данный проект уникальным.

«Коллекция принадлежит немецким коллекционерам. Она собрана из нескольких частных собраний Германии. Казань - достаточно крупный и культурный город. Мы надеемся, что многие здесь заинтересуются творчеством Марка Шагала», - заявил М.Альтерман.

По его словам, в скором времени в Казани будет представлен еще один уникальный художественный проект «Возвращение к модернизму». На выставке будут представлены работы таких великих мастеров, как Пикассо, Кандинский, Сезан и многие другие.

Как сообщила на пресс-конференции заместитель директора по выставочной работе Казанского Кремля Фарида Батырова, это 13-я выставка с начала существования Кремлевского выставочного зала «Манеж», и пробудет она в Казани всего 3 недели. «Для того чтобы все желающие смогли посетить выставку, зал в это время продляет свою работу по будним дням до 20.00», - добавила Ф.Батырова.

О создании иллюстраций к Книге Книг Марк Захарович Шагал (1887-1985) впервые задумался еще в 1920-е годы. Тогда заказчиком проекта выступил пригласивший Шагала во Францию известный парижский торговец произведениями искусства, коллекционер и издатель Амбруаз Воллар (1866-1939). Но, по словам самого Шагала, для воплощения замысла ему было необходимо прикоснуться к живой реальности, стоящей за Библией как за древним текстом. В 1931 году Марк Шагал совершил путешествие по «библейским» странам, провел несколько месяцев в Палестине, Сирии и Египте. Впечатления от этого путешествия, которые художник назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию в 1930-1939 гг. более 30 гуашей и 60 офортов, иллюстрирующих Ветхий Завет, Пятикнижие и тексты Исайи. Библейская тематика уже никогда не покидала творчества художника. Однако задуманное Волларом издание не увидело свет: в 1933 году произведения Марка Шагала были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса, Амбруаз Воллар погиб незадолго до начала второй мировой войны, а в 1941 Марк Шагал покинул Францию и вернулся на свою «вторую Родину» почти через 10 лет.

В 1952-1956 Шагал вернулся к библейским иллюстрациям, обратившись к технике черно-белой и цветной литографии, максимально соответствующей его живописной манере. К 1960 году появилась новая большая серия иллюстраций к Ветхому Завету. Эти работы, большая часть которых войдет в экспозицию выставки, стали своеобразным фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь. Гравюры, рисунки и картины, витражи и шпалеры, керамические скульптуры и рельефы, вдохновленные Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.

Библейские сюжеты занимают в творчестве художника почти такое же место, как и витебские. Зачастую они варьируются и дополняют друг друга. В представленных на выставке иллюстрациях зрителю легко будет узнать постоянных героев шагаловской живописи: самого художника, его любимую Беллу, витебские покосившееся заборчики и цветущие маленькие деревца, лошадок, похожих на пони, вездесущих коз и птиц. Кажется, за спасением Давида Архангелом Михаилом наблюдают витебские зеваки. Соломон шлет благословления тем же лихо отплясывающим людям, которых можно увидеть в витебской толпе. Одержав победу над грозным Голиафом, юный Давид беззаботно смеется, а став царем, предается музицированию с самозабвением знаменитого шагаловского скрипача.

Когда-то Марку Шагалу удалось узреть в витебских нищих душу и стать библейских пророков. А в яркой выразительной серии литографий Шагал словно узнал в библейских поэтах, пастухах, царях и пророках своих витебских земляков, заброшенных в достославные героические времена, когда жизнь человеческая была наполнена чудесами, а до Бога было рукой подать – надо было только исполниться решимости и подняться на гору повыше. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2