news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Позиция. «Мы не против мусульман, мы против жестокости»

Наша бывшая землячка, а ныне москвичка - популярная теле- и радиоведущая Ольга Шелест в числе других деятелей культуры подписала открытое письмо столичному мэру Сергею Собянину, в котором градоначальника призывают запретить публично резать баранов на мусульманские праздники. Поводом для письма стало празднование Курбан-байрама в Москве 16 ноября, когда мусульмане совершали забой жертвенных животных прямо на улицах, приводя в шок прохожих, в том числе детей. «Мы не протестуем против устоев мусульман. Мы выступаем против жестокости и насилия над животными» - отмечают в письме популярные музыканты, артисты и писатели. Эту позицию Ольга Шелест прокомментировала газете «Взгляд».

- Ольга Владимировна, вы родом из Набережных Челнов, мусульманского города, где люди привыкли видеть жертвоприношение баранов в праздник Курбан-байрам. Почему же вы все-таки подписали письмо Сергею Собянину?
- Несмотря на то что я из Татарстана и прожила там 18 лет, я никогда не видела воочию жертвоприношение. Эта традиция оберегалась, не выносилась на глаза. Ритуал не возводился в культ, убийство не происходило на площадях при скоплении большого количества народа, где находятся кроме мусульман еще и христиане, и представители других конфессий. Я даже не знаю, где происходило жертвоприношение. Возможно, в мечети или в каком-то другом закрытом от прочих глаз помещении. И для меня странно, что такие вещи происходят в густонаселенном, миллионном городе. Я подписала письмо потому, что против варварства, каким бы священным ритуалом оно ни объяснялось.

- Почему письмо властям написано именно сейчас? Ведь закалывание баранов происходило и раньше.
- Думаю, произошедшее стало последней каплей в чаше. Людей прорвало. Кстати, я уверена, что схожие письма существовали, но не возымели действия к предыдущему московскому градоначальнику.

- Жертвоприношение барана - одна из древнейших традиций мусульманской религии. Понятно, что его разделка - кровавое зрелище. Вы говорите, что должны быть организованы специальные места для жертвоприношения. Где они должны располагаться? В Москве, за ее пределами?
- Честно говоря, я вообще за отказ от жертвоприношения. Считаю, что если человек в здравом уме и трезвой памяти, он не станет причинять боль и страдание другому живому существу. Я понимаю, что не все разделяют мое мнение. Тогда для жертвоприношения должны быть выделены специальные закрытые места на территории мечетей.

Я считаю, что убийство не должно происходить публично, не хочу это видеть. Мы живем в цивилизованном обществе, в конце концов. Знаете, в средневековье было развлечением на площади поджечь кошку, и все присутствующие при этом издевательстве смотрели, как она горит. При этом зрители глупо улыбались и радовались увиденному!

Но с тех пор мы, люди, выросли интеллектуально и понимаем, что существуют живые твари, которым точно так же, как и нам, больно и боязно смерти. Какими бы древними и славными ни были традиции наших предков, сегодня о них стоит немножко забывать. Общество развивается, а с подобными ритуалами мы откатываемся обратно в прошлое. Люди сейчас живут в светском обществе и должны отвечать устоям этого общества. Мы ведь не боимся, что если не принести жертву, «пойдет град». Я ни в коем случае не насмехаюсь над мусульманской религией, но следует помнить, что «свобода человека заканчивается тогда, когда начинается свобода другого».

- Какую, по-вашему, ответственность должны нести люди, прилюдно забивающие животных в черте города, к примеру, вблизи школ?
- Думаю, штраф. Но для начала нужно разработать закон о защите прав животных, ведь не важно, какое это живое существо - баран, собака или кошка. И не важно, совершал ли человек религиозное действие или развлекался.

- Как считаете, может ли запрет на жертвоприношение привести к агрессии со стороны столичных мусульманских общин?
- Если люди образованные, если они стремятся жить в цивилизованном обществе, то они должны идти на компромиссы, где-то поджаться, уступить. У меня, кстати, много друзей, исповедующих ислам, и они относятся к этому кровавому ритуалу, как к чему-то варварскому. Хотя, конечно, иные же скажут, что запрет на жертвоприношение - это преступление против мусульман.

- В октябре имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов заявил, что в Москве необходимо построить «еще хотя бы 100 мечетей, более или менее вместительных». Как считаете, строительство мусульманских храмов спасет москвичей от жертвоприношений на площадях столицы?
- Знаете, к строительству не только мечетей, но и вообще церквей я отношусь не очень положительно. Мне кажется, это пережиток прошлого. Любой храм должен быть в сердце. Так что на данный момент для того, чтобы общаться с Богом, не обязательно строить великолепные, блистательные здания, поражающие своими архитектурными изысками.

Я сама католичка. И в Москве всего два католических храма. Естественно, туда все прихожане не помещаются, и я могла бы сделать заявление, что церквей должно быть больше. Но я этого не делаю.

- Подытожьте, как ввести в цивилизованные рамки практику совершения древних религиозных обрядов?
- Церковь должна идти в ногу со временем и отвечать канонам современного общества. Она должна меняться, иначе мы не выживем в таком большом количестве конфессий.

Похожие ритуалы должны быть минимизированы и не публичны. В идеале следует ввести окончательный и бесповоротный запрет на жертвоприношение: как бы насилие над животными ни скрывали, оно все равно происходит.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2