news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Предъявите билетик. Зайцы «отгрызают» вагоны у электричек

В Татарстане решили объявить охоту на «зайцев», которые ездят в электричках. По подсчетам пригородной пассажирской компании «Содружество», которая обслуживает десять регионов Поволжья, до 40 процентов пассажиров электричек (в зависимости от маршрута) не хотят платить за свой проезд, отчего компания несет колоссальные убытки. По этой же причине сокращается количество вагонов в некоторых электропоездах.

На прошлой неделе ваш корреспондент вместе с представителями «Содружества» побывал в рейде по выявлению «зайцев». Вместе с контролером-кассиром Людмилой Алексеевой я вошел в первый вагон электрички, которая идет от Казани до Канаша, чтобы прокатиться до Зеленого Дола (там журналистов с поезда сняли, а контролеры продолжили работу).

Когда-то в пригородных поездах работали только контролеры. Однако несколько лет назад железнодорожники решили, что прибыли будет гораздо больше, если контролеры будут не только проверять билеты, но и обилечивать пассажиров прямо в вагоне. Как кондукторы в автобусах. Такая мера себя оправдала.

Работа разъездного контролера-кассира начинается в тот момент, когда поезд отходит от вокзала. Едва Людмила приступила к своим обязанностям, я заметил, что часть пассажиров потянулась из нашего вагона в другие.

- «Зайцы», - понимающе оценила действия пассажиров Людмила. - Но сейчас уже не бегают от контролеров так, как раньше. Во-первых, потому, что на электричке работает по 2 человека и если не мне, так моему напарнику «заяц» все равно попадется. Во-вторых, бороться с «зайцами» помогают турникеты. Когда едем в Казань, люди знают, что там их встретят «электронные ворота», и не хотят бегать по вокзалу в поисках беспрепятственного выхода в город (хотя такая возможность есть). Проще вставить билет в турникет и без проблем выйти с вокзала.

По словам и.о. начальника пассажирского отдела ОАО «Содружество» Ольги Коронской, после того как на станции «Казань» установили турникеты, количество учтенных пассажиров увеличилось на 170%. Проблема в том, что многие из них хитрят - берут билет до ближайшей станции, чтобы сэкономить, а сами едут дальше. Чтобы у пассажиров было меньше возможностей для подобных маневров, в ближайшие годы планируется установить турникеты на наиболее популярных станциях. Не так давно «электронные ворота» поставили на Аметьево, а до 2013 года они должны появиться на станциях Компрессорный завод, Юдино, Зеленый Дол.

По дороге до Зеленого Дола мы с Людмилой нашли в вагоне трех «зайцев». Один не стал оправдываться и молча купил билет до своей станции. Второй оказался студентом из Ижевска и рассказал, что едва успел на электричку с другого поезда, но тоже оплатил проезд. А вот с третьим безбилетником пришлось повозиться. Подвыпивший гражданин наотрез отказался расставаться с мелочью, потому что «в Афгане служил и заработал там инвалидность», потом предложил нам «спеть песню, какую хотите» и наконец принялся возмущаться «чего вы ко мне пристали, не видите, человек отдыхает». В результате нам пришлось оставить его в покое, так и не получив платы за проезд.

- Конечно, порой бывает боязно - и с людьми, и с деньгами работаем, - призналась мне Людмила. - Но все же не в лесу находимся - когда пассажиры за меня вступятся, когда милиционер, дежурящий в поезде. Тьфу-тьфу, случаев нападения на меня пока не было.

Однако в целях безопасности контролеров руководство «Содружества» решило не посылать их на последние электрички. Тем более что пассажиров там все равно мало. Зато в часы пик в каждом вагоне электропоезда на популярном направлении может работать по контролеру.

- За то, что мы обилечиваем в вагоне, взимается дополнительная, штрафная плата - 24 рубля, - объяснила мне Людмила. - К примеру, если человеку нужно доехать от Казани до Юдино, стоимость проезда составит 16 рублей (по 8 рублей за 10 километров). Но если пассажир не купил билет заранее, ему придется заплатить мне 40 рублей. Правда, не на всех станциях работают кассы, и в таком случае комиссия не взимается. Некоторые безбилетники вовсю пользуются этой уловкой.

- В идеале контролер должен проходить вагон каждые 10 километров, чтобы проверить каждого пассажира, - отмечает Ольга Коронская. - Но на практике так не выходит, поскольку контролеров не хватает.

…Стоит отметить, что пригородные перевозки всегда являлись убыточными для железнодорожников. Для того чтобы как-то компенсировать свои расходы, они заключают договоры с региональными властями о дотациях на социально значимый вид транспорта. Однако бюджетные средства не возмещают всех потерь, которые постоянно растут. К примеру, в Татарстане за 8 месяцев этого года компания «Содружество» понесла убытков на 293,6 млн рублей, тогда как за прошлый год эта сумма составила 163 миллиона.

Убытки вынуждают компанию отказываться от некоторых электричек в расписании. Принимая решение о выведении пригородного поезда из графика, железнодорожники в первую очередь учитывают его заполняемость. А она рассчитывается по количеству проданных билетов. Если билетов продается мало, поезд признают невостребованным и отменяют. Таким образом количество «зайцев» напрямую влияет на количество курсирующих электричек. В Татарстане за последнее время случаев отмены поездов не было, однако количество вагонов в некоторых электричках сокращается. По этому поводу татарстанцы часто обращаются с жалобами к руководству ГЖД: дескать, в час пик невозможно протиснуться в электричку. А кто виноват? Сами виноваты.

I Благодаря бюджетным дотациям в Татарстане самая низкая стоимость проезда в электричках - за 10 километров пути нужно заплатить всего 8 рублей. В соседней Чувашии за такой же километраж берут 16 рублей.

Олег ПЛАТОНОВ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2