Рубрики
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Асфан ГАЛЯВОВ:
«Во время пуска Казанского метро я думал о его недоделках»
27 августа исполнится 5 лет со дня ввода в эксплуатацию Казанского метрополитена. Как строилась «подземка» и что произошло знаменательного за ее пятилетний период? Корреспондент агентства «Татар-информ» взял интервью у генерального директора ОАО «Метроэлектротранс» Асфана Галявова.
Асфан Галямович, не ошибусь, если скажу, что возглавить метрополитен – большая ответственность. Что вы чувствовали в тот день, когда вас назначили руководителем этого объекта?
А.Г.: Ответственность, безусловно, была большая, если учесть, что в то время я работал в трамвайно-троллейбусном управлении. Однако уточню: меня назначили руководить Казанским метрополитеном не в 2005-м, а годом раньше. В то время метро я видел только по телевизору. Поэтому первым делом я побывал во всех российских городах, где действуют метрополитены, изучил опыт по их эксплуатации.
В течение года до пуска метро я отслеживал ход строительства «подземки», вникал во все тонкости архитектурной и инженерной мысли. Случалось даже работать вместе с проектантами, разрабатывать какие-то детали в строительстве метро. И, надо сказать, они прислушивались к моему мнению, поскольку я для них был уже производственником.
За этот год я создал коллектив управления метрополитеном. Это было не просто. Профессионалов своего дела приходилось искать по крупицам. Сначала принял на работу 5 специалистов, потом их стало 30. Сейчас Казанский метрополитен насчитывает 800 специалистов разного уровня.
Тогда мне сильно «повезло» в том, что в Узбекистане остались без работы наши бывшие земляки, которые занимались эксплуатацией метро. Я пригласил их на работу. Эти люди в первое время были моей опорой. Они помогли наладить документооборот в сфере эксплуатации метро. Отмечу, что эти специалисты трудятся до сих пор. В свое время мы их обеспечили жильем, и они навсегда остались жить в Казани. Много специалистов перешли в Казанский метрополитен из горэлектротранспорта.
Как произошло слияние Горэлектротранса и Казанского метрополитена?
А.Г.: Объединение произошло через полгода после пуска метро. Сомнений было много: сможем ли мы работать в таком составе? Возможно ли это вообще? Но жизнь показала, что мы не ошиблись. На сегодняшний день «Метроэлектротранс» - единственная в России структура, объединяющая как наземный электрический транспорт, так и подземный. Некоторые регионы РФ уже изучают наш опыт.
Что дало такое объединение?
А.Г.: Экономию средств, потому что некоторые специалисты могут работать, что называется, и там, и тут. Мы их объединили. В итоге, у нас появилась возможность поднять заработанную плату. В 2005 году зарплата работников горэлектротранспорта была втрое меньше, чем у их коллег, которые трудились в метро. Мы ликвидировали эту разницу. За счет этого, как мне теперь кажется, городской электрический транспорт смог тогда выжить.
Скоро Казанскому метрополитену – 5 лет. Что вам больше всего вспоминается в связи с этим?
А.Г.: Вспоминаются бессонные ночи во время строительства метро. Приходилось просыпаться в 3 часа утра, потому что в 5 часов уже начиналась утренняя планерка на объекте. Вспоминается, как мы тащили на себе вагоны для метро, которые прибыли из Санкт-Петербурга - специализированной техники в наших руках тогда не было, отсутствовали и подъездные пути. Прицепляли вагоны к тягачу, а сзади, что есть силы, подталкивали их сами. У меня даже сохранилась фотография. На снимке – усталые изможденные лица. Но больше всего мне вспоминается пуск Казанского метро.
Наверное, потому что все было ярко, зрелищно, многолюдно…
А.Г.: Вовсе не потому. Возводить метро пришлось в рекордно сжатые сроки. Поэтому кое-что пришлось оставить до лучших времен. Во время пуска метро я думал о недоделках. Охватывал даже страх: как мы будем перевозить пассажиров при отсутствии того-то и того-то…
Я надеюсь, эти недоделки были устранены?
А.Г.: На это потребовалось время, но на сегодняшний день практически не осталось ни одной недоделки.
Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития Казанского метрополитена.
А.Г.: В этом году мы введем в эксплуатацию станцию «Козья слобода». К 2013 году достроим все 4 станции, которые сегодня находятся в работе. Это будет полноценный метрополитен, который свяжет разные районы города.
Когда метрополитен заработает в полную силу, каких объемов достигнет пассажиропоток?
А.Г.: Этот показатель пока трудно прогнозировать. С пуском станции «Козья слобода» мы будет перевозить в сутки до 100 тысяч пассажиров. Замечу, что численность пассажиров метро с каждым годом увеличивается. В 2005 году мы перевозили 3-4 тысячи пассажиров за сутки, сейчас – 35-36 тысяч. Казанцы стали чаще пользоваться «подземкой». Я думаю, это, прежде всего, связано с надежностью метро. На сегодняшний день это самый безопасный вид транспорта.
Вы сказали, что Казанское метро возведено в соответствии с самой современной технической мыслью. Это, по сути, самая современная модель метрополитена. Приезжают ли к вам за опытом?
А.Г.: Приезжают. Скоро у нас будут перенимать опыт представители из Алма-Аты. Сначала эти специалисты наберутся у нас опыта, а потом у них в городе начнется строительство метро.
Сейчас в Казани насчитывается 6 станций метрополитена, а сколько их станет в перспективе?
А.Г.: Бесконечно много. Строительство метро может продолжаться на протяжении десятилетий.
Материал подготовила Ирина ИГНАТЬЕВА.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»