news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Странный сон Цирка «Дю Солей»

В Санкт-Петербурге состоялась европейская премьера шоу "Corteo" (Кортео) канадского "Cirque du Soleil" (Цирк Дю Солей). Публика встретила представление по-разному, кто-то еле сдерживал слезы от переполнявших эмоций, кто-то ожидал большего.

"Cirque du Soleil" (фр. – «цирк солнца») существует более четверти века. При этом свой занавес для российской публики он впервые открыл лишь в прошлом году. В конце 2009 года в Москве было показано шоу "Varekai", которое прошло с таким ошеломительным успехом, что гастроли Цирка "Дю Солей" продлили на неделю.

После такой удачи было решено показать представления легендарной фабрики цирковых звезд сразу в трех российских городах - Санкт-Петербург, Казань, Москва.

Вице-президент Цирка "Дю Солей" в России Крэг Коган в интервью журналистам признался, что подготовка к этим гастролям была долгой: особое внимание уделялось выбору программы.

В итоге России решили показать "Кортео" (ит. - "кортеж, торжественная процессия, шествие") - история о клоуне, который вообразил свои собственные похороны, во время которых он вспоминает лучшие годы своей жизни. Цирк "Дю Солей" представил российскому зрителю далеко не черно-белую, грустную картинку, а веселое, красочное, поэтичное шоу с итальянскими мотивами.

Неожиданный эффект производит сцена театра: она расположена в середине зала и делит зрителей на две части. Из-за полупрозрачного занавеса в начале представления не видно, что на противоположной стороне сидят люди. Когда клоуны одновременно выбегают в обе стороны зала, создается ощущение, что смотришь в замутненное зеркало: напротив, происходит то же самое, что и за твоей спиной.

В начале представления в зале царит полутьма. Гладкая, словно только что вымытая и не успевшая высохнуть сцена освещается лишь отблесками свечей в старинных канделябрах и хаотично рассыпанными, словно новогодние гирлянды, лампочками.

В центре манежа изображен рисунок, по своим пропорциям и размеру он в точности воспроизводит древний лабиринт 1205 года, нанесенный на пол Шартрского собора, который символизирует путь верующего к богу. По мысли режиссера Даниэле Финци Паска, рисунок отражает жизненный путь человека. "Лабиринт - это путешествие. Чтобы найти себя, нужно себя потерять", - считает он.

Два занавеса изображают клоунское шествие. Их сшили в Канаде, во Франции расписали акварелью. Полотна периодически опускаются и поднимаются, символизируя сон, который видит клоун.

"Я лежал мертвый посреди Солнца. Это был сон, и он начался!", - произнес главный герой со сцены на русском языке. Клоун-мечтатель Мауро, которого талантливо сыграл Давид Фиглиоли, ложится спать на свою кровать и начинает видеть сновидения.

Вот, четыре эффектные женщины, бывшие возлюбленные клоуна-мечтателя Мауро, встречаются в лирическом акробатическом номере, исполняемом на трех гигантских люстрах, вращающихся над его ложем. Гигантские подсвечники, парящие над сценой, украшены 4 тысячами сверкающими стразами и гирляндами. Девушки работают без страховки, что придает шоу особую остроту.

Следом номер на пружинных кроватях, на которых, подобно малышам, самозабвенно скачущим на бабушкином матрасе, прыгают шесть артистов. Игра настолько захватывает их, что каждый новый прыжок по сложности и риску превосходит предыдущий.

Клоун смотрит на все действо как бы со стороны, лишь иногда принимая участие в веселье. Меж тем, на сцену выкатывают колеса Сира - в огромных обручах, размером в человеческий рост, крутятся, словно заведенные, пятеро исполнителей.

Самые горячие аплодисменты зрителей достались русской артистке Анастасии Быковской, она выступила на проволоке, по которой легко скользила босиком, вращая множество обручей на высоте 12 метров над манежем.

Полюбилась публике клоунесса Валентина Палеванян карликового роста, которая вылетела на сцену, держась за огромные воздушные шары, которые то и дело уносили ее в зрительный зал. Прилетая на сцену, она оказывалась в руках артиста-гиганта, который ласково обращался с ней, словно это не взрослая женщина, а маленький ребенок.

Были и летающие кровати, ангелы, следящие с высоты за происходящим, игры в гольф, где шар заменяет человеческая голова, марионетки и даже толпа башмачков, которые сами бегут по сцене вслед за карнавальным шествием. Представление сопровождается живой музыкой и пением, причем певцы также находятся на сцене вместе с артистами.

Смешивая в одном флаконе большое и малое, смешное и трагичное, режиссер показывает зрителям театр, где в главной роли добрый и хрупкий клоун с теми человеческими чертами, которые есть в каждом из нас.

Шоу продолжается несколько часов, которые пролетают на одном дыхании. Артисты всегда в движении, они удивляют, восхищают, пестрят своими красочными костюмами. Кстати, на то, чтобы отгладить все их наряды требуется до 16 часов времени.

Почему же "кто-то ожидал большего"? Возможно, все дело в том, что в российских цирках артисты уже давно с блеском показывают многие из представленных акробатических номеров, этим нас удивляли с детства. Однако, такого театрализованного шоу, в России, конечно, еще не видели. Не случайно про Цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство.

Это театр про нас, про них, про жизнь, которая порою так похожа на странный сон. Что самое приятное, в этом цирке нет замученных тренировками животных, и от этого скучнее не становится.

В Казани Цирк "Дю Солей" покажет шоу "Кортео" под собственным большим куполом с 21 августа по 26 сентября.

Люция КАМАЛОВА.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2