news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка работ Льва Потягунина

Выставка произведений Потягунина представляет зрителю широкий спектр техник печатной графики, черно-белой и цветной, которыми художник владел виртуозно.

(Казань, 18 мая, «Татар-информ», Мария Кирюхина). В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка произведений Льва Потягунина, приуроченная к 85-летию со дня рождения художника.

В экспозицию вошли более 30 рисунков, линогравюр, офортов и литографий, выполненных художником в разные годы. Кроме того на выставке представлены фотографии из семейного архива художника.

На открытии выставки присутствовали 2 музы художника – жена и дочь. «Не случайно, что выставка открылась весной. Лев Александрович любил природу и очень ждал весну. Как только становилась тепло, он уезжал на дачу в село Шеланга», - рассказала его дочь Елена Соловьева. На выставке собрались и несколько учеников Потягунина. Художники рассказывали, с каким трепетом, уважением и восхищением слушали они советы своего наставника.

По словам куратора выставки Натальи Зюмченко, речной пейзаж был излюбленной темой Потягунина, особенно таллиннский порт.

Выставка произведений Потягунина представляет зрителю широкий спектр техник печатной графики, черно-белой и цветной, которыми художник владел виртуозно. Выполнены ли его листы в технике офорта, литографии, или любимой художником цветной линогравюры, - все произведения Л.Потягунина отличает невероятная выразительность и многообразие линейных ритмов, удивительная для графики насыщенность световоздушной среды, чуткое и точное восприятие природы в разные времена года, изысканность и лирическая тонкость колорита.

В числе работ выделяется линогравюра «Зимний вечер», которая была написана в 1960 году. На ней изображены удаляющиеся вдаль силуэты пожилой пары. Они идут направлению к собору на улице Баумана. Символизм картины заключается в том, что на улице сумерки. Сумерки дня и сумерки жизни двух людей…

Лев Потягунин родился в Набережных Челнах, детские и школьные годы провел в Елабуге. Городом же его юности и зрелости стала Казань. Здесь в 1942 году он начал трудиться токарем на авиационном заводе, где и проработал все военные годы. Первые ступени профессионального художественного образования тоже связаны с Казанью. В 1945 году Л.Потягунин поступил в художественное училище. С большим рвением и настойчивостью он постигал таинства графического искусства, много внимания уделяя знакомству с лучшими достижениями классической гравюры.

В 1951 году Потягунин продолжил художественное образование, поступив в Государственный художественный институт Эстонской ССР. В 1957, получив диплом с отличием и квалификацию художника-графика, Л.Потягунин вернулся в родной город.

Первая крупная графическая серия художника «Эстония» - многие листы этой знаменитой серии представлены в экспозиции выставки - была создана им еще в студенческие годы и содержит цветные и тоновые линогравюры, офорты и рисунки. В них молодой художник запечатлел пейзажи Эстонии, и в первую очередь виды Таллина – от памятников средневековой архитектуры, до картин многоликой жизни таллиннского порта. Эти работы, привезенные автором в Казань, обогатили графику республики, в которой впервые появился такой законченный графический цикл. Именно во время работы над этой серией зародился интерес художника к архитектурному пейзажу.

В последовавшие после возвращения несколько лет, внимательно и с любовью всматриваясь и вживаясь в окружающий его мир родной природы, в архитектуру и общую городскую атмосферу Казани, Потягунин создал две свои самые крупные графические серии – «Казань» и «Волга». В первой из них художник запечатлел памятники старины нашего города и современные ему новостройки, стены и башни Кремля и строительство стадиона. А во второй обратился к любимой им теме жизни большой реки, переменчивым образам ее берегов и портов, кораблей, и верфей в разное время суток.

В 1950-х годах Лев Потягунин обратился и к преподаванию, которому посвятил впоследствии почти 40 лет своей жизни. Начало его педагогического пути было связано с Казанским художественным училищем, куда он пришел в 1957 году преподавателем рисунка, в дальнейшем же педагогическая деятельность Потягунина проходила в стенах детской художественной школы №4, где он преподавал и долгое время директорствовал.

Не смотря на то, что жанр городского, сельского или речного пейзажа всегда главенствовал в творчестве Л.А. Потягунина, на рубеже 70-х гг. художник обратился и к жанру натюрморта, создав немало великолепных произведений в технике линогравюры, а так же работая гуашью и темперой.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2