news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Праздники и особенности богослужения в Великий пост

Великий пост включает Святую Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой).

(Казань, 10 марта, «Татар-информ»). Великий пост включает Святую Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева суббота (Вербная суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное соскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Святая Четыредесятница, которая напоминает о сорока днях, проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что во все продолжение Святой Четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста - литургия святого Василия Великого, которая совершается также в Великий четверг и в Великую субботу Страстной седмицы. По субботам в период Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе.

Во второе воскресение Великого поста Русская православная церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой крест и предлагается для поклонения верующим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих к престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние святой Марии Египетской» (или Мариино стояние - народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон святого Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Царьграда от врагов. В России акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нем вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение).

Страстная седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским. В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 часа дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения его. В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом он пребывал во гробе, и победы его над адом и смертью, сообщает Патриархия.ru.
***Ч

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2