news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

Яков ГЕЛЛЕР:

Читайте нас в

«ЭТИС продвигает татарстанскую продукцию на внешний рынок»

«ЭТИС продвигает татарстанскую продукцию на внешний рынок»

Все закупки для объектов Универсиады с 1 июля публикуются в каталоге сделок Электронной торгово-информационной системы РТ (ЭТИС) на tattis.ru. С этой же даты татарстанская площадка для проведения электронных аукционов стала одним из трех интернет-ресурсов, на которых проводятся аукционы для федеральных нужд. Кроме того, в этом году в ЭТИС будет внедрен целый ряд новшеств. Об этом рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» генеральный директор Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Яков Геллер.

Все закупки, касающиеся объектов Универсиады, станут прозрачными благодаря именно ЭТИС?
Я.Г.:
Да. Система ЭТИС представляет собой несколько ресурсов. На межрегиональной выставке-продаже публикуются данные о продукции, в том числе татарстанских производителей, ресурс содержит каталоги сделок. Здесь работает электронная торговая площадка для проведения аукционов, где проходят электронные торги. До 1 июля на ЭТИС работал каталог сделок автономных учреждений, каталог сделок до 100 тысяч бюджетных учреждений, каталог сделок по капремонту и каталог сделок по социальной ипотеке. С 1 июля сюда прибавились еще и объекты Универсиады. То есть, все закупки, которые совершаются по объектам Универсиады, теперь учитываются в публичных реестрах, чтобы все могли посмотреть: кто, у кого, что и по какой цене купил и почему товар куплен не у татарстанских производителей. Последнее может произойти по трем причинам: из-за плохого качества товара, его дороговизны либо отсутствия на рынке. Тогда наблюдательный совет ЭТИС разбирается, действительно ли плохой либо дорогой был товар, и действительно ли его нет на рынке. Все объекты для Универсиады и сделки по ним будут публиковаться в публичных каталогах. Благодаря ресурсу мы видим, на какую сумму произведены закупки, на какую сумму казначейство дало деньги генподрядчику. Кстати, без публикации сделки в каталоге ЭТИС казначейство денег подрядчику не даст.

А как с аукционами для федеральных нужд?
Я.Г.:
На федеральном сайте (zakazrf.ru) мы будем торговать для федерального заказа. На tattis.ru также есть ссылка на электронные торги для государственных и муниципальных нужд. Следует отметить, что с 1 июля Постановлением Правительства РФ №755 ЭТИС стала одной из трех площадок для проведения аукционов для федеральных нужд. На tattis.ru уже началась регистрация федеральных поставщиков. Цель внедрения ЭТИС заключается в том, чтобы сделать систему государственных закупок прозрачной - вплоть до субподрядных контрактов, максимально привлечь товаропроизводителей республики к госзаказу, развить республиканское импортозамещение силами татарстанских товаропроизводителей. Мы рады, что много нашей продукции признается хорошей. Хорошая продукция - это когда соотношение цена-качество удовлетворяет заказчиков. Среди поставщиков, зарегистрированных на ЭТИС, 89 процентов - наши поставщики.

Этот опыт республики по проведению электронных торгов перенимается другими регионами?
Я.Г.:
В 2004 году мы провели 424 торга, а в этом году только за полгода – уже 4 тысячи. В Татарстане 47 процентов всех контрактов заключаются по итогам электронных торгов, наша республика - лидер в России по проведению электронных торгов. Следует отметить, что федеральные заказчики за полгода из 300 тысяч заказов лишь 2 тысячи провели в электронном виде.

В 2004 году Татарстан был практически первопроходцем на пути организации электронных торгов. Вместе с нами внедрить систему пробовали в Новосибирске и в Белгороде. А сейчас уже в 24 регионах функционируют подобные площадки. Москва сделала электронную площадку в 2007 году, Санкт-Петербург и Чувашия - в 2008 году.

В Татарстане ЭТИС как сообщество электронных ресурсов работает с 1 апреля текущего года, а электронные торги в республике проводились с 2004 года на сайте Агентства по госзаказу РТ. Мы хотим добавить на tattis.ru раздел по неиспользованному имуществу, чтобы руководители муниципалитетов и хозсубъектов давали сюда свою информацию. Мы также запускаем единую «Биржу труда», где каждый может зарегистрироваться и оставить свое резюме, здесь также публикуются предложения малого бизнеса.

А какие еще новые разделы планируете открыть в ближайшее время?
Я.Г.:
Скоро появится очень интересный раздел «Инвестиционные ниши». Мы сделаем отдельную структуру, которую условно называем «Агентство по инвестициям», она должна будет работать по принципу «одного окна». Это делается для того, чтобы любой инвестор мог обратиться в это агентство, а агентство с органами власти и местного самоуправления подготовило для него все необходимые документы, провело экспертизу, оформило земельный участок. Это делается для удобства инвестора, чтобы он не тратил время на хождение по различным кабинетам. При этом используются административные взаимоотношения. Таким образом, мы создаем инвестиционную привлекательность для республики.

Мы еще хотим запустить новый раздел «Периферийное производство» для предприятий, которые производят продукцию «за забором» - то есть, не на заводских площадях. Это продукция, которая производится для конкретного предприятия за пределами Татарстана. Надо соединить инвестиционные ниши с периферийным производством, лизингом труда. Это станет толчком для создания новых производств и новых рабочих мест на территории республики.

Новшества будут вводиться постепенно. Сейчас мы запустим товарные потоки и перейдем к запуску инвестиционных ниш, периферийного производства, биржи труда и неиспользуемых ресурсов. Объединив эти ресурсы в Агентство инвестиционной деятельности, мы попробуем решить задачу расширения инвестиционных ниш для малого бизнеса. У государства есть только два способа помогать малому бизнесу. Это льготы и преференции и доступ к заказам регулируемых фирм. То, что мы делаем сейчас, способствует обеспечению доступа малого бизнеса к заказам регулируемых фирм. Вторая часть - льготы и преференции. При этом мы имеем в виду не налоговые льготы и не банковские преференции, а информирование бизнеса о потенциальных инвестиционных нишах, сопровождение его информационным учетным ресурсом Агентства по инвестиционной деятельности. Наша задача заключается в том, чтобы инвестиционный климат Республики Татарстан был таким, чтобы сюда потекли деньги.

С 1 августа мы запускаем еще один ресурс по всем закупкам для ремонта и строительства дорог. Планируется, что в данный ресурс будут включены и закупки для федеральных дорог. С одной стороны, нам интересно, чтобы материалы, необходимые для выполнения заключенных контрактов, покупались в Татарстане, или хотя бы, чтобы мы знали причины, по которым они не покупаются в республике. С другой стороны, таким образом обеспечивается прозрачность сделок. Здесь действует триединый принцип: гласность, прозрачность и равнодоступность, который обеспечивает ЭТИС.

Кризис сильно повлиял на проведении госзакупок?
Я.Г.:
Конечно. Мы оценивали в конце прошлого года уменьшение госзаказа в Татарстане и востребованности нашей продукции. Любой рубль, вложенный в госзакупки, должен оставаться на территории республики, поскольку он возвращает 11 копеек в казну в виде прямых налогов. Всего за полгода в республике проведены контракты на сумму более чем 15 млрд. рублей. Падение по сравнению с прошлым годом составляет примерно около 25 процентов и примерно соответствует нашим прогнозам. Однако Правительство республики проводит в данном направлении целенаправленную работу. В республике реализуется крупнейший проект ОАО «ТАНЕКО», здесь будет проходить Универсиада-2013, ведется капитальный ремонт - это те проекты, которые принесли деньги. То есть, у малого бизнеса появился доступ не только к госзаказу, но и к заказам регулируемых фирм. Нам нужно обеспечивать способность бизнеса быть необходимым для заказов регулируемых фирм - в этом заключается задача ЭТИС. Недаром говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не было кризиса, то идея ЭТИС труднее бы пробивала себе дорогу. В период кризиса нужна ЭТИС, обеспечивающая прозрачность, гласность и равнодоступность.

А как осуществляется контроль за госзакупками?
Я.Г.:
Когда создавали ЭТИС, то в ее структуру закладывали центр администрирования, функции которого заключаются в проведении аналитики. Рабочую группу возглавляет советник генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Александр Лаврентьев. В наблюдательный совет входят министр экономики РТ Марат Сафиуллин, все заместители министров республики. На наблюдательный совет приглашаются заказчики, которые объясняют, почему они не покупают татарстанскую продукцию, а также руководители татарстанских предприятий, продукция которых критикуется из-за дороговизны и плохого качества, сотрудники министерств и ведомств. К примеру, последний совет был посвящен тому, что лесхоз опубликовал одну цену по пиломатериалам, а позже от нее отказался. Наблюдательный совет - это главный двигатель системы. К сожалению, очень много продукции, которая производится в республике, не экспонирована на выставке по разным причинам. Некоторые директора не хотят публиковать цены как публичную оферту.

Процесс начался, паровоз пошел по рельсам. Миссия ЭТИС заключается в том, чтобы ответить на вопрос: почему та или иная продукция не производится в республике, что нужно сделать, чтобы она производилась и нужно ли, чтобы она производилась? Наша задача заключается в создании рабочих мест и в агрессивном маркетинге республиканских товаропроизводителей на внешний рынок. Мы должны сделать татарстанскую продукцию конкурентоспособной.

Материал подготовила Наталья РЫБАКОВА

news_right_1
news_right_2
news_bot