news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Рустем АБЯЗОВ:

«Надеюсь, что на концерте все будут в джинсах»

«Надеюсь, что на концерте все будут в джинсах»

В преддверии «Джинсового концерта»: «Бисы «La Primaver’ы – V», который состоится 9 апреля в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева, гостями студии агентства «Татар-информ» стали художественный руководитель и главный дирижер Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera», заслуженный деятель искусств РФ и РТ, народный артист Татарстана Рустем Абязов и директор оркестра Гузель Абульханова. Беседу вела журналист Яна Валиди.

«Джинсовый концерт» - откуда такое название? С чем это связано? 
Р.А.:
Я надеюсь, что все на концерте будут в джинсах. Во всяком случае, мы всех к этому призываем. Даже в афишах указано, что между теми, кто придет в джинсах, будет разыграна лотерея. Кстати, и сами исполнители тоже будут в джинсах. Захотелось вдруг в академическом концертном зале создать неакадемическую атмосферу и разрушить барьер между серьезными, помпезными музыкантами и публикой. Я надеюсь, что демократичная обстановка, даже просто благодаря внешнему антуражу, сблизит исполнителей и слушателей.

Программа концерта, составленная только из тех сочинений, которые исполняются оркестром на бис, также будет соответствовать демократической внешней составляющей. В позапрошлом сезоне прошел цикл из 4 концертов «Бисы «La Primaver’а», который очень полюбился слушателю. И это совершенно естественно. Как правило, на бис исполняются только самые эффектные и виртуозные произведения. Хотя прошло не так много времени, но у оркестра скопился материал на новый концерт цикла. Причем в программу концерта включены также произведения, которые хоть и исполнялись на бис, но казанцы их не слышали – они игрались за рубежом и других городах России. В частности, это танго из фильма «Запах женщины». Кроме того, казанцы услышат произведения Пьяццолы, Гершвина, Морриконе и многих других всемирно известных композиторов.

Г.А.: Я не стану раскрывать всех секретов, но зрителей в джинсах ожидают специальные призы – фирменная символика оркестра. В Казани такая акция-концерт проходит впервые, хотя в Европе и Америке они проводятся достаточно часто. 

На дисках уже выпущены концерты с предыдущих выступлений в рамках цикла «Бисы «La Primaver’а». №5 также будет выпущен на диске?
Р.А.:
Это будет зависеть от того, как нам удастся отыграть концерт. У нас изначально был принцип – мы не пишем эти бисы в студии, а именно в концертном варианте. В первые четыре диска вошли бисы, которые исполнялись в ГБКЗ и на фестивале в Швейцарии. Надо сказать, что наши записи мне нравятся гораздо больше – казанские звукорежиссеры работают интереснее. Такие записи очень ценятся среди музыкантов – можно услышать живое исполнение без монтажа.


Рустем, вы сами как относитесь к джинсам?
Р.А.:
С большим пиететом. Когда не во фраке, я ношу джинсы.


Вы очень много гастролируете, и за пределами Татарстана показываете что-то другое. В январе вы были в Корее. Что больше всего понравилось корейской публике? Что там просили исполнить на бис?
Р.А.:
Именно благодаря поездке в Корею возник целый ряд бисов, которые мы сегодня играем. Они заказали совершенно конкретные произведения, которые хотели бы услышать, среди прочего и «Подмосковные вечера», «Синий платочек».

Достаточно сложно так далеко уезжать, организовать гастроли оркестра, наверно, трудно… 
Г.А.:
У оркестра очень серьезная практика зарубежных гастролей. За это надо отдать должное Рустему Абязову, потому что именно его заслуга в организации всех международных контактов. Когда оркестр только создавался, это был малоизвестный коллектив. А сейчас стоит в любом российском городе сказать одно единственное слово - «La Primavera» - и возникает мощнейший резонанс у всех серьезных музыкантов, дирижеров, композиторов. Все они сходятся во мнении, что это один из лучших оркестров России.

Говоря о впечатлениях от гастролей в Корее, концерты оркестра вызвали очень бурное восприятие со стороны корейской публики. Настолько был положительный отзыв публики после первого же концерта, что маэстро попросили спустить в фойе и все, кто был в зале, захотели получить его автограф.

Р.А.: Я такую очередь видел в Советском Союзе за колбасой. Несколько сот человек стояли в очереди за моим автографом.
В Корее мы дали четыре концерта - два выступления прошли в Сеуле и по одному концерту услышали жители городов Сеосан и Йонг-Ин. Очень интересно прошел третий концерт. Он был построен очень странно – блок играли мы, потом оркестр должен был играть с корейским скрипачом, потом опять «La Primavera», затем девушка-певица без оркестра, и мы завершали концерт единственным произведением «My way».

Вышел какой-то практически не играющий на скрипке плюгавенький человек. После исполнения с нашим оркестром он начал играть соло в стиле Ванессы Мей, начал ходить по залу, запрыгивать на свободные стулья, колени зрителей. Он оказался местной звездой корейского телевидения. Зал на него визжал и рыдал. Однако нас обуяла спортивная злость, мы вышли на сцену и сыграли свой блок. Я почувствовал, что зал заводится. Затем на сцену вышла певица. Как оказалось, это лучшая эстрадная исполнительница Кореи. Она начала исполнять песни группы «ABBA» с подтанцовкой и бэк-вокалом. Я начал ругаться с организаторами – ну нельзя же ставить камерный оркестр в таких условиях. После окончания ее выступления у нас в запасе оставалось только одно сочинение - «My way». Мы завершили концерт, и я почувствовал спиной – что-то происходит. Мы не успели закончить, зал начал просто визжать, причем стоя. Это значительно превосходила реакцию на местных эстрадных звезд. Потом мы несколько раз выходили на бис – и все время в зале стоял рев. Но самое дорогое – это когда ко мне подошли мои оркестранты и сказали «Так вы же порвали эту публику». То есть, мы выдержали такую необычную конкуренцию и оказались победителями.

Г.А.: Зрители кричали, топали ногами, аплодировали – это был мощнейший энергетический порыв. У нас такое, наверно, возможно только на каких-то шоу звезд. А когда мы уже улетали, корейские представители «Аэрофлота» попросили в аэропорту автограф Рустема Абязова. Мы летели обратно в салоне бизнес-класса – нам сделали такой подарок.

В 2009 году оркестр отметит 20-летие. Как собираетесь праздновать это событие? 
Р.А.:
Вообще 2009 год предстоит очень сложный – сначала у меня будет юбилей, а потом еще предстоит отмечать 20-летие оркестра. Я очень надеюсь, что весь 2009 год удастся сделать насыщенным и красивым. 20 лет просто промелькнули. А для камерного оркестра, как говорил Башмет, это уже почти 3 критических срока.

Чем обусловлена такая стабильность в работе коллектива?
Р.А.:
Наверное, сама работа достаточно интересна музыкантам. Все-таки при всех сложностях нашей жизни удается создать, если не идеальные, но, во всяком случае, условия не худшие, чем в других музыкальных коллективах. А нам это делать в какой-то мере труднее – другие коллективы относятся к Министерству культуры РТ, республике, а мы – финансируемся городом. Но нам хорошо удается найти общий язык, особенно с новым руководством.

После разговора с мэром Казани Ильсуром Метшиным, в котором я изложил все проблемы коллектива, он их уже начал решать. Наша главная проблема – инструменты. Оркестр достиг какого-то уровня звучания и для того, чтобы его преодолеть – нужно менять инструменты. Потому что те инструменты, на которых играют музыканты, не выдерживают никакой критики. И, несмотря на то, что это очень дорогостоящий проект, глава Казани буквально сразу отреагировал, и уже в конце прошлого года мы купили две скрипки старинных мастеров и 3 смычка. Это сразу отразилось на звучании оркестра «La Primavera». С поездками со всеми нам город тоже очень помогает.

Какие гастроли предстоят оркестру в ближайшее время?
Р.А.:
В августе мы собираемся в Швейцарию и Францию. Это такие постоянные объекты внимания – уже три года мы ездили на фестиваль в Швейцарию, именно там и пройдет наш первый концерт. Мы будем выступать в самых красивых местах Швейцарии – самых крутых горнолыжных курортах. Кроме того, мы будем на одном из концертов играть с виолончелистом №1 на сегодняшний день – Мишей Майским. Конечно, для музыкантов это очень интересно.

Чтобы вы хотели сказать в завершении нашей беседы?
Р.А.:
Мне хотелось бы, чтобы круг любителей оркестра расширялся. И со временем публику привлекали не только джинсовые концерты.

Материал подготовила Кристина Иванова
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2