news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Марина ДЕРГУНОВА:

«Система допобразования помогает бороться с подростковой преступностью»

 

О перспективах развития системы дополнительного образования Казани и самых популярных секциях и кружках корреспондент ИА «Татар-информ» беседовал с главным специалистом городского управления образования Мариной Дергуновой.
 
Сколько учреждений дополнительного образования есть сейчас в Казани? Сколько детей их посещает?
 
М.Д.: В Казани функционируют 57 учреждений дополнительного образования детей, которые относятся к системе управления образования. Помимо этого есть еще учреждения дополнительного образования детей в системе комитета по делам детей и молодежи, управления культуры и спорткомитета исполнительного комитета города Казани. По городу у нас приличный процент охвата детей, потому что есть хорошие возможности для дополнительного образования ребят.
 
В 57 учреждениях допобразования детей управления образования Казани занимаются 76 процентов (около 65 тысяч человек) всех школьников города, работают 3029 педагогов. По России этот показатель составляет 49 процентов, по Республике Татарстан – 62.
 
По каким профилям работают кружки и секции в городе?
 
М.Д.: Среди учреждений дополнительного образования детей есть несколько направлений. Есть многопрофильные центры, как Дворец детского творчества имени Алиша, где развиваются несколько направлений (художественно-эстетический, военно-патриотический, социально-педагогический, туристско-краеведческий блоки), а есть однопрофильные центры, в которых мощно развивается одно направление дополнительного образования. Примером однопрофильных центров могут служить центр детского технического творчества, эколого-биологический центр. Кроме того, это детские музыкальные школы, школы искусств и художественные школы, которых у нас сейчас в системе образования города насчитывается 36.
 
Какие кружки и секции пользуются наибольшей популярностью среди ребят?
 
М.Д.: У родителей и ребят самое популярное направление – это художественно-эстетический блок – то, что смотрибельно - хореография, вокал, прикладное творчество. Востребовано туристическое направление, биологическо-экологический блок. Потому что сегодня культура поведения человека повышается, люди начинают больше заботиться о себе, своем здоровье – здоровый образ жизни начинает культивироваться в большинстве семей. А образование в этих кружках дает возможность и потребность сделать себя и все вокруг здоровым.
 
Наименее привлекательны те виды, которые требуют интеллектуального осознания и большого усердия – технические виды детского творчества. А нам, поскольку все в обществе озадачены тем, что сегодняшний ребенок, увлеченный техническим творчеством, завтра будет прогрессивным инженером, интересно развивать именно такие отрасли. Руководители учреждений дополнительного образования должны сделать программы такими интересными, чтобы и на эти направления ребята пошли.
 
Каждое направление дополнительного образования находит своего участника. В связи с этим задача каждого руководителя учреждения допобразования - грамотно преподнести населению эту услугу.
 
А во сколько сейчас родителям обходится посещение детьми кружков?
 
М.Д.: В Казани дополнительное образование для ребят от 6,5 до 18 лет осуществляется бесплатно. Но есть услуги для детей до 6 и свыше 18 лет на платной основе. В этом случае каждое учреждение допобразование устанавливает уровень денежных вложений родителей.
 
Достаточно ли финансирования выделяется на развитие системы дополнительного образования?
 
М.Д.: Сколько бы не выделялось финансирования, возможности будут всегда отставать от потребностей. Вся система дополнительного образования полностью финансируется из муниципального бюджета. И сегодня перед муниципальными органами стоит задача сохранения системы дополнительного образования. Она денежноемкая, как и любая большая структура.
 
Конечно, где-то недостаточное материально-техническое оснащение, где-то не хватает средств на поощрение одаренных детей поездками. Но в этом аспекте позиция руководителя не должна быть потребительской. Руководитель должен быть настолько современным, чтобы привлекать и другие возможности материального обеспечения – инвестиционные фонды, попечительские советы, фонды развития учреждения. В передовых учреждениях образования эту задачу уже начинают решать. Так, например, во Дворце Алиша. Здесь уже второй год действует фонд развития городского дворца детского творчества, куда привлекаются люди, которые могут помочь материальными вложениями.
 
Как сделать дополнительное образование привлекательным для детей?
 
М.Д.: Необходимо говорить о повышении качества образования, более четких и современных программах, которые бы заинтересовали не только самого педагога, который может быть увлечен своим делом, но зачастую забывает, что время, интересы ребят изменились. Программа должна быть настолько интересной, качественной, чтобы ей заинтересовался и родитель, и сам ребенок. Чтобы оттока из учреждений дополнительного образования у нас не было, чтобы так называемая «сохранность контингента» у нас была не 60 процентов к концу года, а все 100 или 90. Хотя это утопический показатель, и по России показатель сохранности контингента такой же, как в Татарстане, но нам бы хотелось, чтобы почти все ребята, пришедшие в кружки и секции в начале учебного года, сохранили желание заниматься.
 
У нас есть стабильная цифра – охват около 70 процентов школьников дополнительным образованием. Но мы говорим, что процент на начало года, возможно, несколько завышен. Так что реально к концу года в кружках останется только каждый второй ребенок.
 
В чем основания миссия дополнительного образования?
 
М.Д.: Дополнительное образование подразумевает под собой не только занятость ребенка в свободное время, но и образование по определенным программам. Если в школах мы учимся математике, русскому языку, литературе, то в учреждениях дополнительного образования мы зачастую приобретаем основы профессиональной деятельности – журналистики, математики, фигурного катания и так далее.
 
Одна из основных задач допобразование – занятость детей и подростков в свободное время. Потому что чем ребенок больше занят положительным направлением, тем меньше у него остается времени для улицы, асоциальных поступков. Сегодня все озабочены ростом подростковой преступности, а одной из возможностей снятия этой стрессовой ситуации мы видим в развитии системы дополнительного образования. Вкладывая в развитие детей, мы уходим от необходимости вкладывать в ту систему, которая будет наказывать ребят, ставших преступниками. В этом огромная роль дополнительного образования.
 
Беседовала Кристина ИВАНОВА

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2