news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

156 лет назад родилась первая народная артистка Советской Республики

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 15 июля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1853 году в этот день родилась Мария Николаевна Ермолова – актриса, первая народная артистка Республики.

Мария Ермолова родилась 15 июля 1853 года в Москве в семье главного суфлера Малого театра. В 1863 году поступила в Московское Императорское театральное училище на балетное отделение, но способностей к балету она не обнаружила. Учась в балетной школе, она переписывала и разучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть в своем бенефисе роль проказницы Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Дмитрия Ленского, но эта роль известности начинающей актрисе не принесла. Настоящий дебют Ермоловой на сцене Малого театра состоялся 30 января 1870 года.

Ведущая актриса театра Надежда Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Готфрида Лессинга, предложила Ермоловой главную роль (вместо заболевшей актрисы Гликерии Федотовой). «Едва появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила зрительный зал искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их передачи, небывалой силой трагического подъема», - писал исследователь ее творчества Сергей Дурылин. А когда спектакль закончился, зрительный зал, в котором все это время царила мертвая тишина, наградил дебютантку громом аплодисментов.

В мае 1871 года, по окончании театрального училища, Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Два сезона она играла в водевилях и мелодрамах - чуждом ей репертуаре. В 1873 году Ермоловой поручили сыграть роль Катерины в «Грозе» Николая Островского. После спектакля, по отзывам современников, ни у кого не оставалось сомнений, что в Малом театре появилась настоящая трагическая актриса. Для своего первого бенефиса в марте 1876 года Ермолова выбрала пьесу Карпьо Лопе де Вега «Овечий источник» - роль юной Лауренсии. Эта роль стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра - «эпоху романтики».

Роли Офелии («Гамлет» Уильяма Шекспира, 1878), Юдифи («Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Виктора Гюго, 1889), Клерхен («Эгмонт» Иоганна Гете, 1888), Елизаветы («Дон Карлосе» Фридриха Шиллера, 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Карпьо Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Уильяма Шекспира, 1888) утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Особенно ярко оно проявилось в роли Жанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. К лучшим ролям Ермоловой относятся также Мария Стюарт («Мария Стюарт» Фридриха Шиллера), Федра (одноименный спектакль Жана Расина, Гермиона («Зимняя сказка», 1887), леди Макбет («Макбет», 1896) Уильяма Шекспира.

Мария Ермолова сыграла восемнадцать ролей в пьесах Николая Островского, создав ряд выдающихся образов: Весна в «Снегурочке», Лариса в «Бесприданнице», Евлалия в «Невольницах», Кручинина в «Без вины виноватых», Негина в «Талантах и поклонниках». В 1920 году был торжественно отпразднован 50-летний юбилей сценической деятельности Ермоловой. Ей первой было присвоено звание народной артистки Республики. Правительство передало ей дом на Тверском бульваре, в котором она прожила большую часть своей жизни. В январе 1921 года Мария Николаевна Ермолова заболела. По распоряжению Наркомздрава актрисе были предоставлены необходимые лекарства и продукты питания, ее лечили лучшие профессора. Ермолова поправилась и в декабре 1921 года вышла на сцену в «Холопах» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Актриса все реже появлялась на сцене. С каждым годом здоровье актрисы ухудшалось. 12 марта 1928 года Мария Николаевна Ермолова скончалась. В 1970 году в Москве открытДом-музей М.Н.Ермоловой.

***

В 1822 году в этот день открылась Нижегородская ярмарка.

История Нижегородской ярмарки начинается с XVII века, когда в 1641 году она была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 километрах от Нижнего Новгорода. В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено Августину Бетанкуру, показавшему себя опытным инженером на многих крупномасштабных работах как в России, так и в других европейских странах. 15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки в новых построенных зданиях. На ярмарку приезжали не менее 150 тысяч человек, в то время как в самом Нижнем Новгороде проживали около 18 тысяч жителей.

Самым красивым сооружением всего ансамбля ярмарки того периода являлся сохранившийся до настоящего времени Спасский собор, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. На Нижегородской ярмарке впервые за все время строительства ярмарок в России были устроены санитарно-технические помещения, была построена первая в России подземная сводчатая канализация. Значение ярмарки и во внутренней, и во внешней торговле страны с каждым годом увеличивалось, прежде всего это отражалось на росте ее товарооборота. В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало около 15 тысяч купцов, в том числе около 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии.

К середине XIX века ярмарка с экономической стороны показала себя динамичным, постоянно развивавшимся организмом, оказывавшим влияние на состояние всей торговли России. Ярмарка сформировалась как крупное торговое государственное предприятие, вполне отвечавшее требованиям городского образа жизни того времени. К этому времени был образован уникальный архитектурный ансамбль, который не имел себе равных не только в русском, но и в европейском градостроительстве XIX века. В конце XIX - начале XX века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки. В советское время Нижегородская ярмарка проводилась в 1922-1929 годах. Здесь получили широкое развитие все секторы торговли, и в особенности секторы кустарных товаров, местной промышленности и стран Востока, таких как Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. В ярмарке 1928 года приняли участие более 2500 различных фирм, а также все районы СССР.

В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий. 6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки. В 1920-1930-е годы ярмарочные здания в основном были приспособлены под жилые помещения. На территории ярмарки сохранились крупные градостроительные доминанты: Спасский и Александро-Невский соборы, Главный дом. Весной 1990 года была проведена рекламная компания «Пролог», цель которой состояла в привлечении внимания к идее возрождения Нижегородской ярмарки. Через полгода была создана дирекция ярмарки. В 1991 году ярмарка приобрела большой экономический размах. Главное место в ее работе стали занимать деловые связи, биржевые сделки, промышленные выставки и оптовая продажа товаров по образцам.

Важное место отводилось внешнеэкономической деятельности. 5 ноября 1991 года состоялось официальное учреждение Всероссийского акционерного общества «Нижегородская ярмарка». Учредителями его выступили Министерство внешнеэкономических связей РСФСР, Центральный Банк России, около 40 нижегородских организаций, в том числе административно-управленческие структуры города и области, ведущие производственные объединения. «Нижегородская ярмарка» имеет многопрофильную структуру, в состав которой входят создаваемые с привлечением крупного иностранного капитала банк, выставочный комплекс международного класса, страховая компания, бизнес-центр, туристический центр. Представительства Нижегородской ярмарки открыты во многих городах России и других государствах СНГ. Наиболее активной областью деятельности ярмарки являются организация и проведение выставок, культурные программы. Функционирует «Ярмарочный торговый двор» как комплекс розничной торговли.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2