news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

"Союзмультфильм" отмечает свой 73-й день рождения

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 10 июня, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1936 году в этот день в Москве была организована киностудия «Союзмультфильм».

Крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» образована 10 июня 1936 года приказом Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) в результате объединения различных мастерских (мультмастерские «Межрабпромфильма» и «Мосфильма») на базе мультстудии ГУКФ. Вначале она называлась «Союздетмультфильм», а с 20 августа 1937 года - «Союзмультфильм». Первый мультфильм, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко», а в 1937 году, через год после открытия киностудии, появились первые цветные мультфильмы. В 1947 году был выпущен первый полнометражный рисованный фильм И.Иванова-Вано «Конек-Горбунок». В 1953 году организовано Объединение кукольных фильмов. Первый успех объединения - фильм Е.Мигунова «Карандаш и Клякса - веселые охотники». Долгое время в кукольном объединении снимали в основном кукольные спектакли, но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернулось уже на высоком уровне. В 1960-1970-х годах возникает созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Крокодил Гена» и другие. Но к середине 1980-х годов производство фильмов резко сократилось. В декабре 1989 года государственное унитарное предприятие «Союзмультфильм» было преобразовано в арендное предприятие. Позднее на его базе создано акционерное общество открытого типа и в то же время – федеральное государственное унитарное предприятие «Союзмультфильм».

В июне 1999 года по распоряжению Правительства РФ студия была восстановлена в своем первоначальном организационно-правовом статусе и зарегистрирована как ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм». Начал работать художественный совет, в который вошли крупнейшие деятели российской анимации, к реализации творческой программы студии привлечена талантливая молодежь - выпускники ВГИК и Высших режиссерских курсов.

***

В 1921 году в этот день был основан Государственный музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».

Лев Толстой и Софья Толстая в Ясной Поляне. 1895 год. Фото из Государственного литературного музея Л.Н. Толстого в Москве. Превращение Ясной Поляны в музей было сложным и длительным процессом. В 1911 году Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л.Н.Толстого; она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией писателя. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л.Н. Толстого: Сергей Львович (автор первого путеводителя по Ясной Поляне, 1914) и Александра Львовна. 27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал А.Л.Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».

В 1921 году, во многом стараниями Александры Львовны, усадьба Л.Н.Толстого была превращена в музей. 10 июня 1921 года вышло постановление ВЦИК о новом статусе Ясной Поляны. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. «Комиссаром-хранителем» музея была назначена Александра Львовна Толстая. С 1925 года шла напряженная подготовка к столетию со дня рождения Л.Н.Толстого. Во флигеле Кузминских открылась первая выставка («Толстой в Ясной Поляне»), начали выходить тома 90-томного собрания сочинений Толстого, в Ясной Поляне открылась школа имени Л.Н.Толстого. Александра Толстая сыграла огромную роль в создании музея и его развитии в 1920-е годы. Но в 1929 году она была вынуждена навсегда покинуть Советский Союз. В 1930-е годы особое внимание уделялось восстановлению и сохранению Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Началось изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; была восстановлена пасека, приводились в порядок сады, производились посадки деревьев взамен вымерших. Работы велись под руководством Ботанического сада Академии наук СССР. В 1940 году мастера Государственной Третьяковской галереи отреставрировали произведения живописи в доме Толстого (полотна работы Репина, Ге, Крамского). Ясная Поляна была передана в ведение Академии наук СССР; музей стал превращаться в научно-исследовательский центр изучения наследия Л.Н.Толстого. В 1941 году над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. 13 октября 110 ящиков с экспонатами дома Толстого были отправлены в Москву, а затем в Томск. Ясная Поляна была оккупирована в течение 45 дней. При отступлении немцы подожгли дом Толстого. К счастью, пожар удалось потушить, и в усадьбе немедленно начались восстановительные работы. Первая реставрация была завершена к маю 1942 года.

В мае 1945 года экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время. Начиная с 1950-х годов, расширяется экспозиционная деятельность музея, постоянно сменяют друг друга выставки во Флигеле Кузминских и выставочных залах Дома Волконского; музей организует передвижные выставки; расширяются его фонды. Растет число посетителей. Постепенно Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения.

***

В 2004 году в этот день умер Рэй Чарльз – легенда мирового джаза.

Негритянский мальчик, потерявший зрение в семь лет и осиротевший в пятнадцать, юноша, имевший неприятности с полицией из-за наркотиков, активный поборник прав чернокожего населения США, финансировавший своего друга Мартина Лютера Кинга, он, тем не менее, смог сделать головокружительную для Америки карьеру. Первый значительный успех пришел к Рэю Чарльзу в 1960 году, в возрасте 30 лет, когда его выбрали в качестве исполнителя гимна американского штата Джорджия «Воспоминания о Джорджии», написанного Ходжи Кармайклом - бродвейским классиком 1930-1960-х годов. Гимн Джорджии стал мировым хитом. В те же годы Чарльз записывает знаменитую версию хита группы «Граундхогз» – «I can't stop loving you», чуть позже - свои необычные и таинственные вариации на битловские «Eleanor Rigby» и «Yesterday». Рэй Чарльз записывался много и, что называется, с жадностью. Он брался за любую работу - записывал звуковые дорожки к фильмам, снимался в кино (самый известный фильм - «Братья Блюз»), искал «новую музыку» с инструменталистом Арнольдом Киллером и вибрафонистом Милтом Джексоном («Модерн Джаз квартет»). И все-таки визитная карточка Чарльза - его сольные записи конца 1950-1960 годов, многие из которых до сих пор не выходят из моды. В 1963 году настоящим реквиемом по Джону Кеннеди стала его отчаянная и горькая «Busted» («Разжалованный»), выпущенная на следующий день после смерти президента. Искренность грусти исполнителя поражала слушателей. Известный историк современной американской культуры Ларри Ли отметил, что Чарльз вернул сытой американской поп-музыке и американской культуре в целом «способность к душевным переживаниям». Осенью 2000-го года Рэй Чарльз посетил Москву и Санкт-Петербург. В одном из концертов с ним выступил Российский национальный оркестр под управлением Владимира Спивакова.

Умер Рэй Чарльз 10 июня 2004 года в своем доме в Беверли Хиллз от осложнений заболевания печени, в окружении семьи и друзей. Легендарному музыканту было 73 года. Из них почти 60 лет Рэй Чарльз занимался музыкой. На его счету – около 20 премий «Грэмми» (восемь – посмертно) и более 60 альбомов. На рекламных плакатах имени Чарльза неизменно сопутствует словосочетание «живая легенда». С самого начала своей творческой карьеры этот музыкант обладал даром превращать собственными аранжировками популярные песни в шедевры, которые пел затем весь мир. Его песни исполняли Элвис Пресли, Стиви Уандер, Майкл Джексон. В конце 2004 года в Лос-Анджелесе состоялась мировая премьера фильма «Рэй» Тэйлора Хэкфорда о жизни легендарного джазового певца, пианиста, автора песен. Рэя Чарльза сыграл темнокожий актер Джеми Фокс, получивший за эту роль в 2005 году «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2