news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Москве открылась выставка татарских шамаилей

Церемонии открытия предшествовала пресс-конференция.

(Москва, 25 апреля, «Татар-информ», Рафис Измайлов). Вчера в Государственном музее Востока состоялась торжественная церемония открытия выставки «Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии».

Церемонии открытия предшествовала пресс-конференция. С подробным рассказом о том, как возникла идея проведения выставки, как она готовилась и реализовывалась, что из себя представляет искусство шамаиля, когда оно возникло, как проникло в жизнь татар и стало неотъемлемой частью их бытия, выступили руководители и специалисты организаций-устроителей выставки: генеральный директор Государственного музея Востока профессор Александр Седов, его заместители Тигран Мкртычев и Татьяна Метакса, заместитель директора Института Востоковедения РАН Илья Зайцев, член-корреспондент Академии наук Татарстана, директор Института языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) АН РТ Ким Миннуллин, ведущий научный сотрудник этого Института, «главный специалист по шамаилям», как его представили журналистам, Рустем Шамсутов, руководитель Фонда Марджани Игорь Алексеев, доктор искусствоведения НИИ Российской Академии художеств Татьяна Стародуб.

«В нашем музее неоднократно устраивались выставки восточной каллиграфии: японской, китайской, арабской, - сказал, открывая пресс-конференцию, директор музея А.Седов. - Настоящая экспозиция демонстрирует еще один из видов арабской каллиграфии – татарские шамаили, которые являются неотъемлемой частью традиционной культуры Поволжья».

«Это не только радующие глаз хитросплетения арабской вязи, но и самобытная форма изобразительного искусства, которая получила развитие среди поволжских татар во второй половине XIX века», - подчеркнул он, выразив сердечную признательность ИЯЛИ, отмечающего в этом году 70-летие, Фонду Марджани, Государственному музею изобразительных искусств РТ за предоставленные уникальные экспонаты.

«Просветительские лекции» продолжили К.Миннуллин и Р.Шамсутов. «Шамаиль часто сравнивают как с иконой, так и с народным лубком, действительно, его изобразительный язык, символичный по своей сути, очень разнообразен», - разъясняли они. Тексты из Корана, нравоучения и богатая символика народного Ислама, вплетенные в орнаментальные композиции, виды святых мест паломничества – все это составляет содержание шамаиля.

В традиционном татарском доме шамаиль занял место картин, но в отличие от станковой живописи не столько украшал внутреннее пространство жилища, сколько освящал его и служил оберегом семьи. Он часто развешивался над дверью, постоянно напоминая о красоте божественного промысла.

После пресс-конференции был организован пресс-показ экспозиции, где в роли гида выступил Рустем Шамсутов.

В экспозиции представлено около 70 работ, которые размещены в 4 залах. В первом размещены печатные шамали, получившие распространение в Казани на рубеже XIX–XX веков, и которые называют «энциклопедией ислама». Во втором и третьем - старинные работы, выполненные на оборотной стороне стекла. В четвертом - работы современных профессиональных художников, обратившихся к этому традиционному искусству уже в наши дни: Рустема Шамсутова, Фирдауса Гирфанова, Рамиля Насыбуллова, Ришата Саляхутдинова, Рустама Мухаметзянова, Василя Ханнанова, Владимира Попова, прибывших лично на открытие выставки старейшего художника Татарстана Наджипа Наккаша (он и на выставке продолжал творить: рисовал и безвозмездно дарил тугры каждому желающему), башкирского живописца Салавата Гилязутдинова, а также несколькими графическими работами, выполненными выдающимся татарским живописцем Баки Урманче, который еще в 1970-х годах попытался освоить и возродить утонченное искусство арабской каллиграфии и татарского шамаиля.


Помимо произведений из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Фонда Марджани, в экспозицию включены работы, находящиеся в собственности авторов.

На церемонии открытия, в которой участвовали многочисленные гости – официальные лица, в том числе из полпредства РТ в Российской Федерации, представители общественности, художники и искусствоведы, делегация Татарстана преподнесла Музею Востока памятные подарки. Остальные участники получили в дар уникальное издание – каталог «Татарский шамаиль: слово и образ», выпущенный специально к вернисажу совместным творчеством Государственного музея Востока, Государственного музея изобразительных искусств РТ, ИЯЛИ имени Г.Ибрагимова АН РТ и Фонда Марджани. Каталог, который можно с полным основанием назвать «Малой, популярной энциклопедией татарского шамаиля».

Многочисленная публика, пришедшая на вернисаж (среди гостей было немало представителей исламских стран), неподдельный интерес к экспонатам, восторженные отзывы об экспозиции, атмосфера дружбы, сердечности, царившая на открытии выставки – все это свидетельствует о том, что выставка стала важным событием в культурной и духовной жизни татарской общины Москвы, да и в целом всей российской столицы,

Выставка продлится до 15 июня 2009 года, стало быть у тысяч москвичей и гостей столицы есть возможность прикоснуться к одной из древнейших и удивительных видов изобразительного искусства татарского народа и мусульман.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2