news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

У православных начался 40-дневный Великий пост

Это самый длительный и строгий из четырех постов. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная неделя.

(Казань, 2 марта, «Татар-информ»). В понедельник, 2 марта, у православных начинается 40-дневный Великий пост - Великая Четыредесятница, который считается основным из четырех многодневных постов и связан с евангельским преданием о том, как Господь 40 дней постился в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов. Сразу после Великого поста, перед Пасхой, наступает Страстная седмица - особенно строгий постный период в память о крестных страданиях Спасителя.

На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). А в Лазареву субботу постящимся можно есть икру. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование - литургия Преждеосвященных Даров.

Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день принято чистить дом от «духа масленицы», помыться в бане, надеть на себя все чистое, то есть встречать пост в чистоте.

Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста.

Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн.

В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день) – Торжество Православия. Это празднование было установлено по поводу окончательной победы церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия - это торжество победы церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

Завершается Великий пост главным христианским праздником - Пасхой, Воскресением Христовым (в этом году - 19 апреля).

Длительность Четыредесятницы и способ отсчета ее продолжительности до приобретения окончательной формы, действительной до сегодняшнего дня, в первые века христианства были достаточно разнообразны. В частности, с самого начала в Поместных Церквях появился ряд вопросов: какие именно дни считать днями поста? входят ли субботы и воскресенья (дни Евхаристии, когда "пост отменяется"), в число дней поста? включается ли Страстная седмица в число этих 40 дней?

В Восточных Православных Церквях стал преобладать Константинопольский устав, согласно которому к Великой Четыредесятнице не причисляется Страстная седмица, но причисляюся субботы и воскресенья, которые включены в литургический период Великой Четыредесятницы, хотя не являюся днями постными в полном смысле слова. Таким образом, для завершения Четыредесятницы нужно шесть недель. Шесть недель по семь дней - сорок два дня (6x7=42). Если отнять два последних дня, Лазареву субботу и Неделю Ваий, получается 40 дней.

Великая Четыредесятница начинается с понедельника первой седмицы поста (Чистый понедельник) и заканчивается в пятницу шестой седмицы (накануне Недели Ваий, Вербного воскресенья). С ранних времен Великий пост был связан с древним постом перед Пасхой - одним, двумя, а потом шестью днями перед Пасхальным Воскресеньем (Страстная седмица, в другой традиции - Великая седмица). В сознании верующих Страстная седмица не выделяется из Великого поста, таким образом, общая продолжительность поста перед Пасхой – 49 дней.

***Ч

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2