news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Анри Луаретт: «Открытие этой выставки не могло состояться нигде, кроме Казани»

В Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» – совместный проект Эрмитажа и Лувра.

(Казань, 14 ноября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). «Мне хочется сказать только одно – «Свершилось!»,  – такими словами заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры Зиля Валеева открыла в сегодня Центре «Эрмитаж-Казань» выставку «От Китая до Европы. Искусство исламского мира». Это событие впору назвать беспрецедентным, ведь 2 крупнейших европейских музея – Эрмитаж и Лувр – впервые устроили совместную выставку в России и выбрали для этого Казань, а их руководители – Михаил Пиотровский и Анри Луаретт – тоже приехали в наш город.

Участие в открытии выставки принял Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин. «Это важное культурное и, я бы сказал, политическое событие. Думаю, эта выставка внесет большой вклад в нашу дружбу, наше согласие, мирное сожительство наших историй. Исламская культура открыта всему миру, она развивалась на протяжении многих веков», – сказал он и обратился со словами благодарности к организаторам выставки. 

По словам Михаила Пиотровского, экспозиция не просто покажет казанцам удивительные вещи, она также расскажет, как диалог культур происходил в классический период развития мусульманского искусства. «Здесь очень много параллелей, пересечений, сравнений, вещей, которые очень хорошо увязываются друг с другом», – говорит генеральный директор Эрмитажа.

Этот большой проект основан на дружбе и тесном сотрудничестве двух музеев. Анри Луаретт впервые посетил наш город 2 года назад, и теперь говорит, что открыл для себя потрясающий пример сосуществования культур. «Открытие этой выставки не могло состояться нигде, кроме Казани», – уверен он. Кроме того, это особый урок для людей, ведь экспозиция учит нас чувствовать красоту, понимать мир и принимать его таким, какой он есть во всем разнообразии. 

Жизнь, вера и мечта – это и есть то, о чем рассказывают более 360 художественных шедевров, увидеть которые можно сейчас в казанском Эрмитаже. Организаторы задумали показать нам исламское искусство во всем его разнообразии и продемонстрировать его значимость как части мировой культуры.

Экспозиция объединяет широко известные предметы – персидские миниатюры и индийские кашмирские шали – с теми экспонатами, которые представлены впервые. Некоторые и них, например, иранский бронзовый кувшин первой половины XII века, имеются только в собрании Государственного Эрмитажа. 

Серебряные блюда, сюжетные мотивы, столь характерные для культуры Сасанидов и бытовой роскоши Византии, приобрели исламские черты и превратились в стандартный, почти канонический набор светских сюжетов мусульманского искусства – пир, музыканты, охота, сражения, астрологические символы. Чаши, блюда, кувшины, кинжалы, рукописи, миниатюры представляют широкий срез культуры от середины VII до начала XX века.

Сенсацией выставки является Сен-Жосская плащаница – уникальный образец саманидского шелка, изготовленного в Хорасане до 961 года. Есть здесь и таз с именем Гуго де Лузиньяна – единственное исламское изделие из металла с титулом и именем немусульманского правителя. 

Особый интерес представляют две только что отреставрированные батальные многофигурные картины «Смотр персидских войск Фатх-Али шахом» и «Сражение персов с русскими». Это редкие памятники новой персидской живописи. Прекрасные портреты Фатх-Али-шаха из знаменитой коллекции Эрмитажа дают возможность проследить, как древние традиции исламского искусства преобразуются под влиянием западных мастеров.

Одним из центральных экспонатов выставки можно назвать Бухарскую палатку – это шатер, представляющий собой целый дворец с различными помещениями, навесами и внутренним двориком. 

Неповторимый колорит придают выставке и произведения из собрания Национального музея РТ – здесь можно увидеть традиционные женские ювелирные украшения и миниатюрные серебряные коранницы.

Стоит также отметить, что Анри Луаретт проявил большой интерес к искусству местных мастеров. Глубокое впечатление на директора Лувра произвели картины Николая Фешина. «Для меня остается непонятным то, что в Европе не знают этого великого художника», – отметил он и сказал, что был бы рад, если бы предметы из музеев Татарстана побывали бы во Франции. Но это уже – новые мысли и новые проекты, речь о которых пойдет позже. Большие надежды французская и российская стороны возлагают на 2010 год – Год Франции в России и России во Франции.

ФотоЕкатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2