news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Устранение антиконкурентных действий органов власти стоит в УФАС по РТ во главе угла

В УФАС по РТ прошла пресс-конференция, посвященная работе Татарстанского УФАС в сфере контроля органов власти.

(Казань, 27 августа, «Татар-информ», Эмма Ситдикова). Сегодня в Татарстанском УФАС прошла пресс-конференция, посвященная работе УФАС в сфере контроля органов власти. На вопросы журналистов отвечали заместитель руководителя УФАС по РТ Олег Булгаков и начальник отдела по работе с органами власти УФАС по РТ Руслан Саляхов.

Вводя в курс дела, Олег Булгаков сказал, что одной из функций Федеральной антимонопольной службы России, ее территориальных подразделений является контроль и пресечение ограничивающих конкуренцию актов и действий или же бездействия органов власти и местного самоуправления. Эта функция определена, в частности, статьями 15 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Запрещается, например, введение ограничений в отношении создания предприятий, запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

По словам заместителя руководителя УФАС по РТ, одним из наиболее распространенных нарушений является установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, приобретение, обмен товаров.

Нередко также предпринимателям даются указания о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, ограничивается выбор поставщиков.

Нарушением антимонопольного законодательства является и наделение органов госвласти и местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к ограничению конкуренции. Аналогично, запрещается совмещение функций органов власти и хозяйствующих субъектов.

Статья 16 закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия органов власти и предпринимателей, если такие соглашения ведут к ограничению конкуренции. В частности, это касается цен на товары (кроме случаев, определенных правовыми актами Президента или Правительства РФ) или же, наоборот, установлению различных цен на один и тот же товар.

Нарушением является раздел рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов и покупателей, ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В статье 17 определяются антимонопольные требования при проведении торгов. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Такими действиями является координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников, создание преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации и т.п.

В законодательство недавно включена новая статья 17.1, определяющая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Так, заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и пр. в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В отношении органов власти действуют также ограничения по отбору финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»). Органы власти и субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций на открытом конкурсе или аукционе.

В части контроля ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) органов власти проведено около 30 проверок органов исполнительной власти и местного самоуправления. Большую часть (две трети) занимает контроль органов местного самоуправления. На данную группу приходится и большее количество нарушений.

Вторым важным направлением деятельности антимонопольного органа по контролю органов госвласти являются нормы статей 19-21 Федерального закона «О защите конкуренции», касающиеся предоставления государственной или муниципальной помощи.

По словам Руслана Саляхова, органы исполнительной власти и местного самоуправления фактически оказывают помощь (безвозмездно) предприятиям, учреждениям и организациям путем передачи движимого и недвижимого имущества, выделения денежных средств на различные нужды. Причем помощь оказывается отдельному хозяйствующему субъекту, которое получает преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам.

Данные действия в итоге могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции и являться базой для развития коррупции, подчеркнул Р.Саляхов.

По его словам, при предоставлении государственной или муниципальной помощи органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» направлять в антимонопольный орган ходатайства для их изучения с целью, исключения в последующем негативного влияния оказываемой помощи на конкуренцию в целом.

Государственная (муниципальная) помощь может выражаться в форме предоставления земельных участков, зданий, оборудования, а также выделения денежных средств и т.д.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» помощь может предоставляться только в определенных целях. Перечень целей указанный в законе является исчерпывающим и не предполагает расширенного толкования.

По данному направлению деятельности антимонопольной службой в течение 2007 года и 2008 года было проведено 6 семинаров-совещаний с участием представителей министерств и муниципальных образований итоги, которых показали, что присутствующие представители не отслеживают изменений в законодательстве и рассматриваемые на совещаниях вопросы стали известны впервые, что является недопустимым.

По результатам проведенных совещаний, в адрес Татарстанского УФАС за истекший период 2008 года поступило 17 ходатайств о даче согласия на предоставление муниципальной помощи. Ходатайства поступили только от 7 муниципальных районов, в то время как их насчитывается 45 и от одного министерства.

В качестве положительного примера Руслан Саляхов отметил Высокогорский и Азнакаевский муниципальные районы, которые представляют качественно оформленные ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи со всеми необходимыми документами.

Антимонопольной службой также проводятся контрольные мероприятия по соблюдению антимонопольного законодательства. В 2007 году и в первом полугодии 2008 года проведено 20 контрольных мероприятий в частности, проверены министерства, главы муниципальных образований и исполнительные комитеты муниципальных образований. В ходе проведенных проверок были выявлены случаи предоставления государственной и муниципальной помощи с нарушением порядка предоставления установленного Федеральным законом «О защите конкуренции». По данным фактам будут возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также административные дела за непредставление в антимонопольный орган ходатайств о даче согласия на предоставление муниципальной помощи.

«По двум районам - Пестрецам и Менделеевску уже возбуждены дела, выданы предписания к устранению нарушений, также будут приняты меры административного реагирования», - сказал Руслан Саляхов.

В случае не выполнения в срок предписания антимонопольного органа, выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной помощи предусмотрена административная ответственность виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 18 до 20 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.

В заключение Руслан Саляхов отметил, что во втором полугодии 2008 года планируется активизировать работу по данному направлению, включая проведение разъяснительной работы в муниципальных районах, министерствах, а также увеличить количество контрольных мероприятий для выявления случаев нарушений порядка оказания государственной, или муниципальной помощи с применением мер ответственности к лицам, допустившим нарушения антимонопольного законодательства.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2