news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Татарском театре – новая комедия «Люстра»

В Татарском академическом театре имени Галиасгара Камала сегодня премьера.

(Казань, 28 июня, «Татар-информ», Сергей Саввин). В Татарском академическом театре имени Галиасгара Камала сегодня премьера – лирическая комедия Ильгиза Зайниева «Люстра» в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева.

Ильгиз Зайниев, старшекурсник актерской группы театрального института Казанского государственного университета культуры и искусств, – автор уже более 20 пьес, некоторые его сочинения с успехом идут на сцене в Казани и других городах республики, а также за пределами Татарстана. 

Комедия «Люстра» отмечена премией Министерства культуры РТ на последнем ежегодном конкурсе «Новая татарская пьеса», однако задолго до оглашения итогов этого конкурса, которое по традиции проходило в Международный день театра на сцене Камаловского, главный режиссер Татарского театра и член жюри творческого состязания драматургов, пишущих на татарском языке, Фарид Бикчантаев сказал, что выбрал для постановки в своем театре 3 сочинения из 10, допущенных в последний тур конкурса. Одно из них, как оказалось, – лирическая комедия Ильгиза Зайниева «Люстра». На торжественной церемонии награждения лауреатов «Новой татарской пьесы-2007» также прозвучало, что одну постановку по сочинению-«лауреату» зрители увидят уже летом. И вот слово сдержано: сегодня – премьера. 

Художник-постановщик спектакля – главный художник Татарского академического театра Сергей Скоморохов, композитор – Руслан Абубакиров. В ролях заняты Люция Хамитова и Марьям Юсупова (Эльфа), Зульфира Зарипова и Наиля Ибрагимова (Флера), Ильтазар Мухамматгалиев и Минвали Габдуллин (Марс), Алсу Каюмова и Гульчачак Гайфетдинова (Венера), Идрис Масгуди, Алмаз Гараев.

Новосел, вешая люстру, роняет ее, чем вызывает беспокойство соседей. Так Марс знакомится с Эльфой и ее матерью-инвалидом Флерой – «неполной семьей». Эльфа всерьез увлеклась новым соседом, да ей уж давным-давно пора замуж. Однако строятся отношения далеко не юных влюбленных весьма непросто, роман осложняется и устаревшим в новых временах воспитанием» – таков сюжет этой лирической комедии. 

«И при советской власти, да и сегодня мы стесняемся чувств, возможно, это черта, свойственная татарам: мы трудно устраиваем свою личную жизнь, и это меня заинтересовало – не трагедия людей, психологически «застрявших» в прошлом, а их внутренняя зажатость, уход в себя, мешающие им обрести личное счастье», – сказал корреспонденту ИА «Татар-информ» Ильгиз Зайниев.

«Это история про людей, которые очнулись от какого-то «летаргического сна», в котором они пребывают со времен социализма: приметы того образа жизни наложили на них отпечаток – и вдруг они оказались в реальности, перпендикулярной их прошлой действительности, они совершенно выключены из сегодняшнего контекста. Героине 40 лет, а она осталась на уровне 16-летней – годы идут, а она не меняется и все видит в розовых тонах, потому и квартира их – как домик куклы Барби. Довольно простая история, жанровая картинка на сопряжении психологии и социологии в связи с развалом Советского Союза, с кардинальными изменениями в обществе. И в финале прозвучит, в одном из монологов: мы всю жизнь строили социализм, отдавались сложным идеям, а все, оказывается, гораздо проще, – мы забыли про Бога, про друг друга», – сказал корреспонденту заведующий литературной частью Камаловского театра Нияз Игламов, отметив, что новая постановка – не «выстрел» в общественное сознание, не освещение магистрального пути Татарскому театру, а «просто симпатичный, приятный спектакль». 

По мнению театроведа, автор по молодости и жизненной неопытности не очень точно выстраивает психологию персонажей, оттого пьеса становится близка к комедии положений. О том же сказал корреспонденту агентства и сценограф спектакля Сергей Скоморохов. «Работая над новым заданием, я сочиняю для себя свою историю, параллельную, и создаю условия – зрительский ряд, который будет уводить от быта. Для пьесы «Люстра», которая, по-моему, несколько «беззубая», я вложил в декорации «свой» конфликт – в фон, в объем, в цвет, и попытался сделать это так, чтобы все это прочитывалось зрителем с первого просмотра, то есть было понятным и доступным: вот две квартиры, одна над другой, в одной идет ремонт и так далее», – сказал художник. 

Казанцы и гости столицы Татарстана смогут увидеть новую работу камаловцев сегодня и завтра. А 30 июня – закрытие 102-го сезона, по традиции, музыкальной комедией Карима Тинчурина в постановке Марселя Салимжанова «Голубая шаль».

Как сказали корреспонденту агентства в Татарском академическом театре, в следующем сезоне публику ждет сценическое решение сочинения, отмеченного первой премией на конкурсе «Новая татарская пьеса-2007» – социальная (сатирическая) комедия Зульфата Хакима «Мылтык» («Ружье») – почти детективная история поиска милиционером пропавшего ружья, с неожиданным и в то же время весьма закономерным финалом.

Фото Сергея САВВИНА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2