news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Известный латвийский ученый считает, что в Латвии растет антисемитизм

Лео Дрибинс отметил, что Латвия не антисемитская страна, но есть отдельные люди, группы, печатные издания, которые публикуют антисемитские материалы.

(Рига, 9 июня, "Татар-информ", Дмитрий Родионов). Ведущий ученый Института философии и социологии Латвийского университета Лео Дрибинс в интервью газете «Телеграф» сказал, что в последнее время в Латвии наблюдается опасная тенденция к росту антисемитизма.

Ученый отметил, что Латвия не антисемитская страна, и общий настрой — тоже. Но есть отдельные люди, группы, печатные издания, интернет-порталы, которые публикуют антисемитские материалы. «У нас в Латвии в 1990-х антисемитизм пошел на убыль, а сегодня — наоборот, растет. Правоохранительным органам стоило бы выяснить, почему это происходит», - говорит профессор.

«Если присутствует разжигание ненависти к какому-то народу, то надо судить за это. Если кто-то написал, что Ициксон — жулик и еврей, то он жулик и он еврей. А если кто-то пишет, что все жиды — жулики, это уже расистская статья. Антисемитизм ведь и есть учение, пропагандирующее ненависть ко всему еврейскому народу. В России еще Екатерина Великая специальным декретом запретила употребление слова "жид" в государственных бумагах. И даже в Прибалтике повелела писать Hebraer, а не Jude, как было до этого. В Латвию слово "жид" пришло из Польши, где не имело негативного значения. Негативное значение слово приобрело во время Холокоста. Те евреи, которые остались в живых, не хотели больше, чтобы их называли жидами...»

Особо коснулся разговор книг, написанных известным латвийским адвокатом Андрисом Грутупсом – «Эшафот» и «Бейлисиада». Книги, в которых идет речь об исторических судебных процессах, вызвали настоящий скандал.

В «Эшафот» популярным языком излагается хроника судебного процесса. Но Грутупс в исторический материал вставил отдельные антисемитские вкрапления. Получилось, что евреи организовали трибунал, чтобы отомстить немцам, а прокуроры, судьи, переводчики еврейской национальности придали этому процессу антинемецкий и антилатышский дух.

Андрис Грутупс попытался оправдать виновных в расстрелах евреев, донести до общества «реальный» образ «невежественных советских оккупантов» и пробудить в читателях глубокое сострадание к интеллигентным офицерам-эсэсовцам, повешенным в Риге «без суда и следствия».

Ученый с негодованием говорит о том, что книга «Эшафот» распространяется в школах –Грутупс подарил школам 277 экземпляров. «А ведь это не та книга, на которой надо воспитывать нашу молодежь! Если бы в ней не было этих страниц антисемитского содержания, то для информации ее еще можно было бы использовать. Но хочется спросить, почему никто не пишет о процессе над Виктором Арайсом, знаменитым убийцей, который командовал карательным отрядом. Это был самый кровавый убийца в Латвии во время Холокоста! Команда Арайса — команда убийц. Его судили в Западной Германии, и в Гамбурге до сих пор хранится 7 томов судебного дела. Если вы хотите освещать судебные процессы, осветите и этот».

Ученый также высказался по поводу «Бейлисиады», в которой речь идет об известном процессе 1914 года по обвинению еврея Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 13-летнего мальчика: «У «Бейлисиады», тенденциозная концовка. В ней Грутупс сомневается в оправдательном приговоре. А суд-то состоялся в 1914 году! Речь идет о ритуальных убийствах, совершали ли их евреи или не совершали. Это же мракобесие! Многие римские папы предали анафеме эту выдумку. А Грутупс сомневается!»

В заключение беседы Лео Дрибинс отметил, что в пропаганде антисемитизма играют свою роль и молодежные партии, такие, как Союз национальных сил, главным идеологом которого является Виктор Бирзе, исповедующий пронацистские и антисемитские взгляды.

«Бирзе поддерживает контакты с молодыми неонацистами Германии и не скрывает этого... Он хвастается тем, что неонацист. Пишет статьи о расовом учении, ссылается в них на Адольфа Гитлера, - говорит ученый. - Такие люди, как Бирзе, испытывают ностальгию по временам нацистской Германии, хотя он молодой человек и не жил в те времена. А посему это ностальгия по какому-то бреду, а не по реальному прошлому. Людей, у которых настоящая ностальгия по нацизму, в Латвии можно пересчитать по пальцам, даже среди легионеров СС».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2