news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Эксперты Всемирного банка советуют вузам Казани переходить от конкуренции к кооперации

Сегодня эксперты Всемирного банка презентовали 1-й этап диагностического исследования проекта «Развитие системы высшего образования Казани».

(Казань, 12 мая, «Татар-информ», Кристина Иванова). Сегодня в НКЦ «Казань» эксперты Всемирного банка презентовали 1-й этап диагностического исследования проекта «Развитие системы высшего образования Казани».

В презентации приняли участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, глава Минобрнауки РТ Наиль Валеев, министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, вице-президент Российской академии образования, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов, мэр Казани Ильсур Метшин, ректоры вузов Татарстана и другие официальные лица.

Ильсур Метшин сообщил, что после заседания Совета безопасности Татарстана, посвященного проблемам развития высшего образования в республике, которое состоялось в конце марта при участии Президента РТ, мэрия Казани заказала исследование системы высшего образования Казани у Всемирного банка.

«Сейчас нужно сделать все возможное, чтобы казанские вузы были интересны для студентов со всей России и стран ближнего зарубежья, - подчеркнул мэр Казани. – Не может город вариться в собственном соку. Казань может стать городом-магнитом и раскрыть свой потенциал только в случае¸ если вузы города будут конкурентоспособными».

Для проведения исследования Всемирный банк привлек ряд ученых и экспертов с мировым именем, представляющих 6 стран мира, в частности, профессора Манчестерского университета Теодора Шанина, заместителя директора института исследований высшего образования при Стэнфордском университете профессора Энтони Антонио.

Группа международных специалистов провела в Казани экспертные интервью с руководством, профессорско-преподавательским составом и студентами 17 казанских вузов. Также было проведено социологическое исследование, в ходе которого опрошены школьники, родители, студенты, выпускники вузов, молодые специалисты, крупнейшие работодатели, представители кадровых агентств.

С результатами 1-го этапа диагностического исследования системы высшего образования Казани ознакомил координатор социальных проектов в Московском представительстве Всемирного банка, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин.

Как отметил Исак Фрумин, перед экспертами была поставлена задача дать ответы сразу на два вопроса: «Как можно обеспечить лидирующие позиции казанских вузов в России?» и «Как усилить роль вузов в развитии региона?». «Если регион ставит перед собой задачу лидерства в инновационной экономике, необходимо образование, которое способно привлечь средства инвесторов. Кроме того, вузы должны привлекать талантливых людей. Также необходимо работать над продвижением бренда города и республики», - полагает он.

По словам докладчика, Татарстан занимает одну из лидирующих позиций по количеству вузов. Кроме того, как сообщил Исак Фрумин, в вузах Татарстана представлены практически все специальности. «Другой вопрос – удастся ли сохранить такое положение вещей после перехода на двухуровневую систему», - сказал он.

Исак Фрумин также затронул вопрос кадрового состава в вузах РТ. «Мы сделали вывод о высоком уровне преподавателей в вузах Татарстана. Средний возраст педагогов у вас – даже ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, - отметил он. - Однако подавляющее большинство преподавателей, работающих в вузах республики, выпускники или аспиранты этих же самых вузов. Тогда как в США придерживаются политики, что в вузах не может работать более 20 процентов собственных выпускников. Такой подход позволяет внедрять новые подходы преподавания, как говорится «вливать новую кровь».

По словам Исака Фрумина, руководство города должно вплотную заняться решением проблемы привлечения нового студенческого контингента. По данным исследования, в казанских вузах обучается 30 процентов студентов из других городов Татарстана, 3 процента – из регионов РФ и лишь 0,7 процента – из стран мира. «Эти показатели гораздо ниже, чем у конкурентов», - заметил он. Исаак Фрумин привел предложения одного из экспертов - профессора Манчестерского университета, который предложил Казани стать центром обучения мусульманской молодежи.

Докладчик отметил, что на российском образовательном рынке в ближайшее время получат преимущество те вузы, которые оперативно осуществят переход на двухуровневую систему образования. За исключением КХТИ вузы Казани не очень готовы к этому переходу, считают эксперты. Также вызывает озабоченность использование новых методов обучения в вузах Казани. Как показал проведенный социологический опрос, менее 50 процентов студентов принимают участие в работе малых групп на занятиях, также отмечается сравнительно малый выбор курсов. Кроме того, лишь 57 процентов выпускников считают, что у них достаточно практических навыков для работы.

В то же время Исак Фрумин отметил высокий уровень развития вузовской науки Казани. «Объем финансирования на научные исследования на 1 преподавателя в вузах Казани выше, чем в среднем по России, - утверждает он. – Также высок процент выхода монографий. Однако многие из них издаются в Казани. В связи с этим несколько пугает изоляционный тренд». Он обратил внимание еще на один показатель: «Лишь 19 процентов опрошенных студентов вузов Казани отметили, что знание иностранного языка улучшилось после окончания вуза. 41 процент оценивают эти знания как недостаточные».

Исак Фрумин назвал уровень бюджетного финансирования вузов Казани достаточно высоким по сравнению с другими регионами РФ. Однако, стоимость обучения в казанских вузах выше, чем во многих регионах России. «Татарстан находится среди лидеров по финансированию вузов из бюджетных и внебюджетных источников. Однако, этого все равно недостаточно для поддержания инфраструктуры и привлечения талантливых людей. Сложившаяся в сфере образования Казани инфраструктура отстает от академического потенциала, - считает он. – В этой связи важным направлением может стать открытие фондов целевого капитала».

Исак Фрумин подробно остановился на проблеме координации работы в системе образования. По его мнению, вузам города необходимо переходить от конкуренции к координации и консолидации. «Случаи совместных программ и проектов не часты среди вузов Казани. Однако после ряда интервью мы сделали вывод, что сами ректоры понимают важность координации», - заявил он.

Подводя итог выступлению, Исак Фрумин обозначил возможные точки роста для вузов Казани. Это переход на двухуровневую систему образования и ликвидация устаревших направлений обучения, сетевое взаимодействие вузов. «В качестве приоритета должно рассматриваться внешнее взаимодействие вузов, открытость", - считает он. По словам докладчика, Правительство РТ должно поддерживать точки прорыва, передовые научные программы, а не абстрактные вузы. «Важнейшей задачей вузовской системы должно стать формирование амбициозных, но реалистичных вузовских стратегий», - резюмировал он.

В своем выступлении глава Правительства РТ Рустам Минниханов выразил благодарность команде мэрии Казани за инициативу по организации проекта масштабного исследования системы высшего образования. Он также сообщил, что результаты исследования будут доведены до Президента Татарстана.

«Я благодарен экспертам за тот материал, который мы получили. Сегодня мы поняли, что дальше так работать нельзя, надо меняться. Мы не соответствуем тем задачам, которые ставит перед нами современная экономика – обеспечение республики высококвалифицированными кадрами и привлечение талантливой молодежи из-за пределов Татарстана, - подчеркнул Рустам Минниханов. – Имея такой потенциал, мы должны привлекать талантливую молодежь, которая будет оставаться в республике».

В целом Премьер-министр РТ согласился с выводами 1-го этапа диагностического исследования. «Сегодня Казань – привлекательный образовательный центр. Однако необходимо очень грамотно выстроить высшую школу, у каждого вуза должны быть своя специализация, - считает Рустам Минниханов. – Необходимо задуматься о партнерах с запада, которые бы передали нам современные технологии в образовании».

«Надо полностью поменять систему, подход. Необходимо ориентироваться не только на российские реалии, а ставить более высокие задачи - соответствовать европейским образовательным центрам», - подытожил Рустам Минниханов.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2