news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

255 лет сегодня исполняется одному из крупнейших музеев в мире

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 5 апреля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 5 апреля 1753 года, 255 лет назад, был основан Британский музей – один из крупнейших музеев мира.

Британский музей – один из немногих музеев мира, который интересен не только представленными в нем экспонатами, но и сам по себе является уникальным памятником культуры. На территории почти в шесть гектаров, в комплексе зданий, возводимых в течение более чем ста лет, хранятся памятники всех ныне известных мировых культур. Благодаря этому Британский музей заслуженно именуют музеем цивилизаций.

Начало прославленному собранию положил ученый-натуралист, лейб-медик Ханс Слоун. За свою жизнь он собрал гигантскую коллекцию естественно-научных, этнографических и художественных редкостей. Эту коллекцию Слоун завещал государству вместе с обширной библиотекой. Тогда же правительство приобрело фамильную коллекцию английских рукописей графа Эдварда Харли, а в 1753 году – собрание исторических манускриптов, редких книг и монет коллекционера Роберта Коттона. Так стали постепенно определяться основные направления будущего музея: естественные и гуманитарные науки, а также нумизматика.

Развитие музея шло под неусыпной заботой государства. Для сбора средств на приобретение коллекций и музейного здания была организована лотерея, в результате которой был куплен изящный особняк Монтегю-хаус, стоящий посреди парка в тогдашнем лондонском пригороде Блумсбери (ныне - один из районов Лондона). Коллекция пополнялась благодаря заботам королевского дома: в 1757 году король Георг II передал в дар рождающемуся музею придворную библиотеку, которой уже в то время было около трехсот лет; именно Георг II издал распоряжение, согласно которому библиотека Британского музея получала право на первый экземпляр каждой книги, вышедшей на территории Великобритании.

Музей открылся для свободного посещения 15 января 1759 года. Интерес к нему был огромен. Многие дожидались месяцами своей очереди: пускали туда только по предварительной записи, хотя музей изначально создавался как общедоступный. Посетители получили свободный доступ во все залы лишь во второй половине XX века.

Ныне музей владеет крупнейшим в мире собранием азиатских скульптур. Отдел египетских древностей насчитывает около 66 тысяч единиц, в их числе – ставший впоследствии знаменитым Розеттский камень (благодаря этой базальтовой плите, на которой выбит длинный текст на древнегреческом и древнеегипетском языках, французский ученый-египтолог Жан-Франсуа Шампольон совершил свое открытие: сравнив параллельные тексты, он открыл секрет расшифровки древнеегипетских иероглифов). Древнегреческое собрание музея располагает целым рядом всемирно прославленных шедевров: кроме скульптур Акрополя, это бюст Перикла, статуя Деметры и другие. Британский музей владеет и одним из самых крупных собраний рисунка и гравюры, насчитывающим около 570 тысяч листов. Среди них – творения великих художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Рембрандта, Гольбейна. Специально выделено нумизматическое собрание, включающее более 750 тысяч монет и медалей, а также европейское прикладное искусство Средневековья и Нового времени и английская коллекция – памятники искусства и археологические материалы.

***

65 лет назад в этот день, 5 апреля 1943 года, во время Второй мировой войны начала боевые действия авиационная эскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских летчиков.

5 апреля 1943 года в составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта начала свой боевой путь французская добровольческая эскадрилья «Нормандия», действовавшая на советско-германском фронте против фашистской Германии в 1943-1945 годах.

Первоначально эскадрилья насчитывала 14 летчиков и 58 авиационных техников. Первым ее командиром был известный французский пилот Жан Луи Тюлян, еще до прибытия в СССР сбивший шесть самолетов противника (погиб в бою летом 1943 года).

В начале июля 1943 года на базе французской эскадрильи «Нормандия» был сформирован 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия», состоявший уже из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан». За доблестное участие в освобождении Белоруссии получил наименование «Неманский» – так родилось двойное имя «Нормандия-Неман».

Полк участвовал в сражении на Курской дуге, освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии, Литвы. Зимой 1945 года летчики «Нормандии» приняли участие в напряженных боях за Кенигсберг.

За период пребывания на советско-германском фронте полк «Нормандия-Неман» совершил более пяти тысяч боевых вылетов, провел свыше 800 воздушных боев. Французские летчики сбили около 300 фашистских самолетов, уничтожили значительное количество боевой техники противника. За совершенные подвиги советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское – Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских летчика, четверо из них стали Героями Советского Союза.

15 июня 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им советским правительством, взлетел с аэродрома «Эльбинг» и взял курс на Париж. Один из самолетов Як-3, на которых воевали летчики «Нормандии», в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации в Ле Бурже.

***

121 год назад в этот день, 5 апреля 1887 года, умер Иван Крамской – художник, критик и теоретик искусства.

Иван Николаевич Крамской родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Работал переписчиком в канцелярии, подмастерьем у иконописца, ретушером в фотомастерской. В 1857 году переселился в Петербург. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А.Т.Маркова. За картину «Моисей источает воду из скалы» (1863) получил Малую золотую медаль. Стал инициатором «бунта четырнадцати» (1863) – студенческого протеста против академической рутины, итогом которой явилось образование независимой Артели художников (1865), а затем Товарищества передвижных художественных выставок (1870).

В своих статьях и обширной переписке (с И.Е.Репиным, В.В.Стасовым, А.С.Сувориным) отстаивал идею «тенденциозного» искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

Наиболее реалистичны портреты Крамского; в них он добивался точности и в то же время значительности характера и деталей («Л.Н.Толстой», «Полесовщик», «П.М.Третьяков», «А.Д.Литовченко», «М.Е.Салтыков», «А.С.Суворин», «Крестьянин с уздечкой»). Тяготел к психологически-емкой сдержанности колорита. Тематические полотна Крамского, остродраматические или меланхолически-таинственные («Русалки», «Христос в пустыне», «Осмотр старого дома», «Неутешное горе» близки к поэтике символизма, равно как и некоторые из его образов, олицетворяющих «вечно женственное» начало («Лунная ночь», «Неизвестная»). Плодотворно работал как педагог в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Умер Иван Крамской в Петербурге 5 апреля 1887 года.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2