news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Рабит Батулла стал народным писателем Татарстана

Сегодня в Казани состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 70-летию писателя и общественного деятеля Рабита Батуллы.

(Казань, 31 марта, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Сегодня в Казани, в Татарском государственном академическом театре им.Камала состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 70-летию писателя и общественного деятеля, лауреата Государственной премии им.Габдуллы Тукая Рабита Батуллы. Участие в торжественном вечере приняла заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры РТ Зиля Валеева.

Зиля Валеева поздравила Рабита Батуллу с юбилеем и отметила, что его творчество и произведения неповторимы и отличаются от творчества других литературных деятелей республики. Она передала ему поздравления  Президента РТ Минтимера Шаймиева и объявила, что Указом главы республики РТ Рабиту Батулле присвоено звание народного писателя Республики Татарстан.

Поздравил Р.Батуллу и заслуженный деятель искусств России, Татарстана и Башкортостана, писатель Туфан Миннуллин, который знает своего коллегу уже около 50 лет. По словам Туфана Миннулина, юбиляр всегда отличался честностью и искренностью.

Талантливый писатель и драматург, яркий публицист и сатирик, автор поучительных сказок и передач для детей, переводчик Корана – все это Батулла. Поначалу он даже не предполагал, что станет популярным писателем и драматургом. Да, он хотел известности и думал, что профессия актера – самый близкий путь к успеху. Поэтому и поступил в 1956 году на актерский факультет театрального училища им.М.С.Щепкина в Москве. Через пять лет, успешно окончив училище, он получает назначение в Казань и устраивается на работу актером Татарского государственного академического театра им.Г.Камала. Именно в это время он начинает увлекаться режиссурой и делает первые успехи и на этом поприще.

Судьба сложилась так, что Рабиту Батулле не удалось сделать актерской карьеры - в 1963 году его приглашают на должность режиссера театра кукол, а также режиссера редакции вещания для детей Казанской студии телевидения. Здесь, на студии, у Батуллы пробуждается интерес к литературному творчеству. Он пишет небольшие инсценировки, пьесы, рассказы для детей. В 1965 году Рабит Батулла поступает на высшие режиссерские курсы при Всесоюзном государственном театральном институте им. А.В. Луначарского. Позже, в 1979 году, он закончит Высшие литературные курсы при Литературном институте им.М.Горького.

Именно в эти годы разворачивается активная творческая деятельность Батуллы. Его пьесы «Волшебство в полдень» (1966) и «Мальчик играет на курае»(1970) ставятся на сценах Казани, Омска, Донецка, Саратова, Кемерова, Салавата, Махачкалы и других городов Советского Союза. Издательства публикуют его книги «Мысли вслух» (1969), «Не покину тебя, душенька» (1980), которые завоевывают популярность читателей остротой сюжетов и тонким юмором.

Уже в те годы у Рабита Батуллы начинаются неприятности с властью. Неоднозначную реакцию партийных руководителей вызывает его рассказ «Муртаза», в котором повествуется об освободительной борьбе татарского народа после захвата Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного. В 1970 году Батулла отправляет две телеграммы Брежневу – в одной просит разрешить открыть журнал для молодых татарских писателей, а в другой протестует против передачи Азимовской мечети под общежитие. В результате всего этого Батулла попадает в «черный список» властей. Перед ним закрываются двери издательств, а также редакций газет и журналов. Только после перестройки он вновь получает возможность полноценно публиковаться и даже получает звание заслуженного работника культуры Татарстана.

В последние годы Рабит Батулла увлекся исторической тематикой. Из-под его пера вышли историческая драма о Г.Тукае «Мост над адом», роман «Сююмбике» (1992), многочисленные рассказы и статьи о деятелях татарской культуры. В 2000 году он выпустил перевод Корана на татарский язык, который выполнен на основе турецкого варианта.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2