news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сегодня – День святого Патрика

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 17 марта, «Татар-информ», Нина Нарыкова). День святого Патрика отмечается по всему миру, там, где живут выходцы из Ирландии. В первую очередь это религиозный праздник, так как 17 марта – день смерти одного из самых почитаемых и любимых святых. В V веке святой Патрик прибыл в Ирландию, чтобы проповедовать христианское учение. По прошествии многих веков он стал святым покровителем Ирландии и, наравне с арфой и трилистником, превратился в символ ирландской нации.

Первый парад в День святого Патрика состоялся в Нью-Йорке на Пятой авеню в 1762 году. С тех пор он проводится во всем мире. В одной только Ирландии парад в этот день проводится более чем в 30 городах. В России День святого Патрика неофициально отмечается около 10 лет.

***

В 1856 году в этот день родился Михаил Врубель – живописец, монументалист, скульптор, декоратор, основоположник русского живописного символизма и стиля модерн.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 18856 года в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Е.X.Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 году семья переехала в Харьков, в 1864-м – в Петербург, потом – в Саратов; в 1867-м – вновь в Петербург; наконец, в 1870-м – в Одессу, где М.Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию.

Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он увлеченно рисовал, во время петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело. Но, по мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 году оказался на юридическом факультете Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880 году.

В Академии он встретился с В.Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, К.Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886 году. В Академии молодой художник учился у П.Чистякова и И.Репина. Академию Врубель оставил в 1884 году, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом А.Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 году он был отстранен от этой работы. В том же году Врубель переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову. Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно.

В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства. В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. С.Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти» и др.

В 1890-е годы Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 году у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 году он потерял отца, которого преданно любил. В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 года В.Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 году Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину - «Демон поверженный». До 1906 года периоды помрачения (художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение) сменялись кратковременными периодами просветления, когда Врубель продолжал интенсивно работать. В этот период им были исполнены живописные и графические пейзажи, натюрморты и портреты. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он еще и ослеп, окончательно погрузившись в предсмертный мрак сумасшествия. Умер Михаил Врубель 14 апреля 1910 года в петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес А.Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности»» и «вестником иных миров».

***

100 лет назад родился писатель Борис Полевой.

Борис Николаевич Полевой (настоящее имя Борис Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь. После окончания средней школы и промышленного техникума работал на тверской текстильной фабрике «Пролетарка». Тяга к журналистике появилась у Бориса Кампова очень рано. Еще в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете «Тверская правда» первую корреспонденцию. С 1924 года его заметки и корреспонденции о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет. В 1928 году оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена». В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков «Мемуары вшивого человека» - о жизни людей «дна». Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов: фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus - поле) на русский.

В 1939 году вышла первая повесть Б.Н.Полевого «Горячий цех» о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе. В годы Великой Отечественной войны Борис Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). События войны были отражены им в корреспонденциях этих лет. Множество публицистических статей написал Полевой у стен Ржева. Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг «От Белгорода до Карпат» (1944), «Повесть о настоящем человеке» (1946), «Мы - советские люди» (1948), «Золото» (1949-1950). В 1949 году вышла в свет повесть «Вернулся». Из записей, сделанных на строительстве Волго-Донского канала, родился цикл рассказов «Современники» (1952).

В 1958 году был опубликован роман «Глубокий тыл» о самоотверженном труде жителей города Калинина в годы Великой Отечественной войны. Большое место в творчестве Б.Н.Полевого занимал жанр путевых дневников-очерков: «Американские дневники» (1956), «За тридевять земель» (1956), «30 000 ли по новому Китаю» (1957). В качестве корреспондента центральных газет Полевой много ездил по стране. Результатом этих поездок явились дневники-очерки о стройках: «Ангарские записи» (1959), «Саянские записи» (1963). На основе документальных очерков написан и роман «На диком бреге» (1962). Писательское творчество и журналистика - лишь одна сторона деятельности Бориса Николаевича Полевого. Он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организаторской работой, долгие годы (1962-1981) являлся главным редактором молодежного журнала «Юность». Умер 12 июля 1981 года.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2