news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сегодня – День Кащея

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 29 февраля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона – известный нам еще по детским сказкам Кащей.

Кащей – бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. В древности славяне делили весь мир на две половины: дружественную человеку и враждебную ему, одну из которых олицетворял Кащей.

Кащей зачастую изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносили жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход.

По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо – таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.

***

100 лет назад в этот день в Москве открылся клуб-кабаре «Летучая мышь» – место отдыха артистов Художественного театра.

Когда-то основатели Художественного театра, помимо серьезного академического искусства, которое сами создавали, отчаянно любили развлекаться, дурачиться, острить, пародировать друг друга.

В пору рождения знаменитых «капустных» представлений одним из инициаторов и участником «капустников» МХТ был Николай Федорович Балиев, русский актер, режиссер, театральный деятель, почетный гражданин Москвы. Родом из купеческой семьи. Во время первых зарубежных гастролей МХТ (1906) Балиев оказал материальную поддержку театру. В 1906 году вступил в МХТ как пайщик, был секретарем Владимира Немировича-Данченко. С 1908 года - актер Художественного театра, играл эпизодические роли: Кистер («Бранд» Х.Ибсена), Розен («Борис Годунов» А.Пушкина), Гость Человека («Жизнь Человека» Л.Андреева), Бык, Хлеб («Синяя птица» М.Метерлинка), Шарманщик («Анатэма» Л.Андреева), Лейбович («Miserere» С.Юшкевича), Кузен Теодор («У жизни в лапах» К.Гамсуна), Прохожий («Вишневый сад» А.Чехова). Помехой в сценической карьере Балиева была его неартистическая внешность.

Из «капустников» Художественного театра возникло кабаре «Летучая мышь». Николай Балиев, меценат МХТ Николай Тарасов и некоторые артисты театра сняли для кабаре подвал в доме Перцова напротив храма Христа Спасителя. Открытие состоялось 29 февраля 1908 года. Это был клуб для отдыха и общения людей искусства, в кабаре выступали В.Качалов, И.Москвин, О.Книппер-Чехова, В.Лужский.

В 1909 году «Летучая мышь» переехала в Милютинский переулок, 16. Здесь изредка давались платные представления. Балиев вел конферанс, пел куплеты, ставил театральные пародии на спектакли МХТ. Постепенно «Летучая мышь» превращалась в открытый театр-кабаре, стали идти спектакли с продажей билетов. Балиев пригласил в труппу артистов московских и петербургских театров Т.Дейкарханову, Е.Хованскую, Е.Маршеву, В.Подгорного, Я.Волкова и других. Тексты писали Л.Мунштейн, Б.Садовской, Т.Щепкина-Куперник, танцы ставил К.Голейзовский, музыку сочиняли А.Архангельский, В.Гартевельд.

В 1912 году театр совершил свою первую гастрольную поездку: Киев, Днепропетровск, Ростов. Стали ежегодными гастроли в Петербург. В 1914 году театр разместился в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. В своих постановках Балиев использовал бытовые танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, загадки, экспромты, песенки, романсы... Режиссерские принципы Балиева обрели свою завершенность в сценических миниатюрах. Он ставил спектакли по классическим произведениям: «Казначейша» М.Лермонтова, «Граф Нулин» и «Пиковая дама» А.Пушкина, «Шинель» и «Нос» Н.Гоголя, рассказы А.Чехова, стихотворения И.Тургенева.

После октября 1917 года театр не смог приспособиться к новым условиям. Вскоре после очередного юбилея «Летучей мыши», торжественно отмеченного 12 марта 1920 года, Балиев отправился на гастроли по Кавказу, а оттуда с небольшой группой артистов выехал за границу. «Летучая мышь» возродилась в Париже. Впервые спектакли прошли в парижском театре «Феллина». Затем последовали гастроли в Испании, Англии. С февраля 1922 года балиевская «Летучая мышь» гастролировала в Нью-Йорке, после чего последовали выступления на западном побережье США - в Голливуде, Лос-Анджелесе. Поначалу игрались старые программы. Постепенно обновляя состав труппы и репертуар, театр гастролировал по европейским странам, США, Латинской и Южной Америке, играя на английском и французском языках.

Великая депрессия 1929 года разорила Балиева. В 1931 году «Летучая мышь» перебралась в Европу и вскоре прекратила свое существование.

***

В 2004 году в этот день умерла Нина Сазонова – актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Нина Афанасьевна Сазонова родилась 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии. Окончила студию при Центральном театре Красной Армии. С 1934 года - актриса этого театра (ныне - ЦАТРА). Свой путь в театре она начала под руководством выдающегося мастера А.Попова.

Одна из первых ролей молодой актрисы в театре - Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А.Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А.Корнейчука и многие другие.

Начало театрального пути Нины Сазоновой совпало с началом Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года она выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за четыре года войны, Сазонова дала более трех тысяч фронтовых концертов. К теме войны актриса вернулась в спектакле «Снеги пали» по пьесе Р.Феденева, поставленном к 30-летию Победы в 1975 году.

Одна из самых ярких сценических работ актрисы в 1980-е годы - роль Раисы Гурмыжской в «Лесе» А.Островского, спектакле, поставленном кинорежиссером В.Мотылем. Сазонова играла Гурмыжскую острокомедийно, на грани гротеска.

Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее ролей в кино. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. Первым режиссером, который пригласил ее в кино, был Александр Довженко. Его картина «Поэма о море» (1958) - начало творческого пути актрисы на экране. В кино Нина Афанасьевна сыграла около 30 ролей.

Нине Афанасьевне обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных фильмах: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальсок».

Награждена орденами Ленина, Дружбы, «За заслуги перед Отчеством» IV степени.

Последние годы жизни Нина Сазонова провела в домах для престарелых. Умерла 29 февраля 2004 года.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2