news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сегодня – День «Калевалы»

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 28 февраля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 28 февраля ежегодно отмечается День «Калевалы» – карело-финского народного эпоса. Именно в этот день в 1835 году финский врач и литератор Элиас Ленрот, создатель этого уникального сборника, составленного из народных песен (рун), скромно подписал инициалами «E.L.» предисловие к нему, после чего передал рукопись в типографию.

«Калевала» вышла двумя книгами и очень скромным тиражом - всего 500 экземпляров. Однако Ленрот продолжал работать над сборником еще 14 лет. Руны на сюжеты, использованные Ленротом в «Калевале», начали возникать уже в эпоху родового строя.

На древней основе эпоса прибалтийско-финских племен позднее развился эпос карельской народности. Наряду со сказочными и героическими сюжетами появились мотивы трудовых песен, реалистические описания быта и обычаев народа; в рунах предельно ярко выражен пафос созидательного труда. Руны «Калевалы» в идейно-художественном отношении не уступают наиболее разработанным эпосам других народов. Окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году. К этому времени «Калевала» приобрела европейскую известность, а в ХХ веке ее слава стала всемирной. Поэма переведена на 45 языков. В России она много раз переиздавалась в переводе Леонида Бельского.

***

В 1732 году в этот день в Петербурге открылся Кадетский корпус – первое в России военное (сухопутное) учебное заведение.

Кадетские корпуса России – средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа. Зарождение кадетских корпусов в России началось по воле императора Петра I, когда в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, он основал в Москве Школу математических и навигацких наук (будущий Морской корпус). В 1712 году, также в Москве, Петр I основал Инженерную школу, за которой через несколько лет последовали инженерные и артиллерийские школы в Санкт-Петербурге.

В феврале 1732 года императрицей Анной Иоанновной в Санкт-Петербурге было открыто училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании «Шляхетским корпусом кадетов» (в 1800 году переименован в «Первый кадетский корпус»). В 1778 году императрица Екатерина II основала уже в Москве Первый московский кадетский корпус. В царствование Александра I были созданы еще два корпуса (Пажеский и Первый сибирский в Омске). При Николае I открыты еще восемь корпусов, при Александре II - девять, при Александре III и Николае II - восемь корпусов. К ведению учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах привлекались образованные офицеры. Вся учебно-воспитательная работа велась по трем основным направлениям: физическое воспитание, воспитание нравственное и воспитание умственное.

Весь учебный процесс проводился в соответствии с Положением о кадетских корпусах, где были подробно разъяснены чередование изучаемых предметов, распределение нагрузки, функции воспитателей и учителей. Наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале ХХ столетия. Первоначально в них обучались представители известных дворянских фамилий. Впоследствии в них начали принимать детей из других сословий. На протяжении 7 лет воспитанников кадетских корпусов учили науке управлять государством, служить Отечеству. Выпускники кадетских корпусов составляли гордость и славу русской армии и флота. Многие из них стали выдающимися военными и государственными деятелями (фельдмаршал П.А.Румянцев, адмиралы П.С.Нахимов и Ф.Ф.Ушаков), известными музыкантами (С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков), писателями А.И.Куприн, В.И.Даль), художниками (П.Федотов). После февральской революции 1917 года кадетские корпуса были переименованы в гимназии военных ведомств, однако никаких изменений в программе обучения не произошло. В 1918 году, в связи с ликвидацией старой армии, кадетские корпуса были закрыты.

Идея возрождения кадетских корпусов возникла в России в начале 1990-х годов в молодежной среде любителей отечественной военной истории, которые в 1980-е годы активно объединялись в военно-исторические кружки. Стали устанавливаться отношения с зарубежными российскими кадетами. Совместными усилиями были созданы первые в России кадетские корпуса: в Москве, Новочеркасске, Новосибирске, Воронеже, Петербурге.

Первый Московский кадетский корпус был создан в 1993 году усилиями Московского суворовско-нахимовского союза. Бывшие воспитанники военных училищ открыли его на базе детского дома, на заработанные деньги сшили для набранных кадетов форму, из своих рядов назначили директора, офицеров-воспитателей, работавших на безвозмездной основе. Так корпус существовал почти 5 лет, и только после выхода распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ о создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов), а также постановления Московского комитета образования деятельность корпуса была узаконена.

В 1997 году Президент РФ Борис Ельцин подписал распоряжение о создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ, и Первый корпус стал и первым государственным в столице.

***

В 1893 году в этот день родился Всеволод Пудовкин – кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР.

Всеволод Илларионович Пудовкин родился 28 февраля 1893 года в Пензе. В 1914 году окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ. В 1920 году поступил в Госкиношколу. Студентом начал работать как сценарист, режиссер и актер. Первые работы - «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н.Г.Шпиковским) и научно-популярный фильм «Механика головного мозга» (1926).

Экранизация повести Максима Горького «Мать» (1926) наряду с фильмом «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна становится крупнейшим достижением советского кинематографа. Затем Пудовкин ставит фильмы «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929, за рубежом шел под названием «Буря над Азией»). В 1930-е годы поставил отмеченные экспериментаторскими поисками в области новых выразительных средств фильмы: немой - «Простой случай» (1932) и звуковые - «Дезертир» (1933) и «Победа» (1938). Большую роль в развитии советского исторического фильма сыграли картины Пудовкина «Минин и Пожарский» (1939; Государственная премия СССР), «Суворов» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947; Государственная премия СССР).

В годы Великой Отечественной войны создал «Пир в Жирмунке» («Боевой киносборник» № 6, 1941) и «Во имя Родины» (1943, по пьесе К.М.Симонова «Русские люди»). В 1950 году Пудовкин (совместно с Д.И.Васильевым) поставил фильм «Жуковский» (Государственная премия СССР). Последняя работа режиссера - «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману Г.Е.Николаевой «Жатва»).

Всеволод Пудовкин выступал и как киноактер: Протасов («Живой труп», 1929), Юродивый («Иван Грозный», 1945). Многие фильмы Пудовкина получили премии международных кинофестивалей. Он был одним из первых теоретиков кино. В его трудах (более 200 опубликованных работ) нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа (сравнивал различные виды монтажа в игровом и документальном кинематографе), работа с типажом и актером по системе К.С.Станиславского, режиссура, проблема звука в кино, реализм и натурализм в кино. Особое значение придавал изучению актерского мастерства. Его интересовали проблемы сценарного мастерства, кинокритики и истории кино.

Всеволод Пудовкин читал лекции на режиссерском факультете ГИК (в 1950 был утвержден в звании профессора ВГИК). Автор книг «Киносценарий», «Кинорежиссер и киноматериал», «Актер в фильме», «Работа актера в кино и система Станиславского». Многие работы, написанные еще во времена немого кино, и в настоящее время не потеряли своей актуальности. Умер Всеволод Илларионович Пудовкин 30 июня 1953 года в Москве.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2