news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сегодня – День домового

Исторические события дня и памятные даты

(Казань, 28 января, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Сегодня, согласно славянскому календарю, праздник Кудесы – день угощения домового.

Считается, что если дедушка-суседушка на Кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага он превратится в лютое существо. Поэтому после ужина принято было оставлять за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. Название праздника – Кудесы (бубны) – указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»

В этот день почитается как сам славянский бог Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стали лешими, кто в воду – водяными, кто в поле – полевыми, а кто в дом – домовыми.

Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».

***

В 1897 году в этот день родился писатель Валентин Петрович Катаев.

Валентин Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое произведение Катаева - стихотворение «Осень» – было опубликовано в 1910 году в газете «Одесский вестник». С 1922 года жил в Москве. С 1923 года – постоянный сотрудник газет «Гудок», «Правда», «Труд», «Рабочей газеты».

В круг общения молодого Катаева в 1920-х годах входили М.А.Булгаков, И.Ильф, Ю. К. Олеша, В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, В. В. Хлебников. В 1920-е годы опубликованы его романы «Повелитель железа», «Остров Эрендорф». С успехом шли на московских сценах комедии Катаева «Растратчики» (1928, по одноименной повести - сатире на нэповскую действительность) и «Квадратура круга» (1928). В столице созданы и самые значительные произведения Катаева - роман-хроника «Время, вперед!», тетралогия «Волны Черного моря» («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов»).

В годы Великой Отечественной войны он пишет фельетоны, повести, в том числе популярную в 1940-1950 годах повесть «Сын полка». В 1955-1961 годах Катаев - главный редактор журнала «Юность». Автор художественно-публицистических повестей о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене» (1964), рассказов, киносценариев, воспоминаний. Литературной жизни Москвы 1920-х годов посвящена мемуарно-художественная книга «Алмазный мой венец» (1978). Среди адресов ушедшей Москвы, запечатленной Катаевым в этой книге - дом 15а на Большой Дмитровке (здание МК партии), куда пришли молодые Катаев и Маяковский сочинять лозунги для парада на Красной площади, дом 6/2 по Малой Никитской улице, где располагался Госиздат, часто посещаемый писателем. Позднее появились мемуарные повести писателя – «Трава забвения», «Кладбище в Скулянах».

Последний московский адрес самого Катаева - Лаврушинский переулок, 17 (второй кооперативный дом Союза писателей СССР). Валентин Катаев - лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами и медалями. Умер 12 апреля 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

***

В 1906 году в этот день в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы – первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин.

Одними из первых в 1869 году по инициативе И.И.Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские – в Москве, в 1872 году – Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1876 года высшие женские курсы создавались в соответствии с правительственным постановлением по инициативе и на средства общественности. В Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам, во многих городах открылись отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию. В 1878 году в Петербурге созданы Бестужевские курсы. В 1879 году по университетской программе реорганизованы курсы в Казани; к учебному заведению университетского типа эволюционировали историко-филологические курсы В.И.Герье и физико-математические Лубянские курсы в Москве. Участие курсисток в революционном и студенческом движениях вызвало правительственный указ 1886 года о запрещении приема на все высшие женские курсы, большинство курсов было закрыто.

В 1896 году в Петербурге П.Ф.Лесгафтом организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 году восстановлены курсы Герье. В 1905-1910 возникли высшие женские курсы в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные Высшие женские курсы по программе одного или двух университетских факультетов, например, при женской гимназии М.А.Лохвицкой (1903), историко-литературные и юридические курсы Н.П.Раева, юридические - Е.И.Песковской (1906) в Петербурге и др. Возникали курсы институтского типа: в 1904 году - Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году – Женские политехнические курсы с архитектурным, инженерно-строительным, электротехническим и химическим факультетами, первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин (в 1916 года курсы преобразованы в Петроградский политехнический институт). Несмотря на высокий уровень преподавания, права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе; выпускницам не присваивались никакие звания. Лишь в 1911 году законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны «равными университетским», получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». Это было актом признания юридического равноправия высших женских курсов с другими типами вузов. В 1912 году на высших женских курсах обучались около 25 тысяч слушательниц, из них почти 15 тысяч в Москве и Петербурге. После Октябрьской революции высшие женские курсы были реорганизованы и вошли в состав единой системы высшей школы.

***

Католическая церковь сегодня отмечает день святого Фомы Аквинского (1225-1274) – средневекового философа и теолога.

Фома Аквинский – средневековый философ и богослов (титул Ангельского доктора), монах-доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Родился в Акуино (Италия) в семье графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался сначала в бенедиктинском монастыре, в 1244 вступил в орден доминиканцев. Ученик Альберта Великого. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Доктор теологии (1257). Возглавил борьбу в Парижском университете против Сигера Брабантского и приверженцев аверроизма. В 1323 году был причислен католической церковью к лику святых, а в 1567 году признан «учителем церкви».

Основные сочинения: «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников» (1261-1264) и «Сумма теологии» (не окончена, 1265-1273). Теологически осмысливая аристотелеву философию, Фома Аквинский пытался обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание, которые, по его мнению, не противоречат друг другу. Если же выводы науки вступают в противоречие с верой, то это свидетельствует, по Фоме Аквинскому, о неправильном ходе рассуждений. В то же время философ считал, что есть рационально постижимые догматы веры (существование Бога, бессмертие души и др.) и рационально непостижимые (сотворенность мира, троичность Бога, первородный грех), которые сверхразумны и не постижимы наукой. Они познаваемы только верой и теологией.

Фома Аквинский считал, что все виды власти - от Бога, но отдавал предпочтение монархии, допуская возможность свержения несправедливого правителя. В то же время церковную власть ставил выше светской, считая, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Основной принцип философии Фомы Аквинского - гармония веры и разума.
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2