news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Айрат ИШМУРАТОВ: «Для меня Шостакович – музыкальная совесть эпохи…»

Герой данного интервью - Айрат Ишмуратов, молодой музыкант, работающий в настоящее время в Канаде.15 мая на сцене БКЗ им. С.Сайдашева в Казани пройдет концерт, в котором он выступит вместе с Государственным симфоническим оркестром Татарстана в амплуа дирижера и композитора. Беседа корреспондента агентства «Татар-информ» с музыкантом состоялась перед выступлением.

Айрат, с чего начался твой путь в музыку?
А.И.: В семь лет меня отвели в музыкальную школу №3 Казани, где я попал под чуткое руководство директора - Ильдуса Гиниатовича Алмазова. Несмотря, что мы явились туда слишком поздно и прием был уже завершен, он взял меня. После окончания школы я пошел в обычный 9 класс, но через полгода совершенно случайно встретил Ильдуса Гиниатовича на улице, и он предложил взять меня в музыкальное училище без экзаменов на первый курс. Немного подумав, я согласился. В музучилище я учился у Василия Павловича Курылёва. Затем окончил Казанскую консерваторию, аспирантуру. Когда учился в консерватории, три года работал в оперном театре, два года в симфоническом оркестре. В 1997 году я принял участие в Орфордском музыкальном фестивале в Канаде, встретил там своего будущего педагога, мне предложили продолжить учебу в университете Монреаля. В данный момент я получил степень магистра по специальности «кларнет» и степень доктора музыкальных наук по симфоническому дирижированию.

А почему именно кларнет?
А.И.: Вообще-то инструмент выбирал не я. В детстве я начинал на блок-флейте, хотя моя мечта была труба, я всё мечтал учиться на трубе, но Ильдус Гиниатович настоял на кларнете, чему я очень благодарен.

Твоя бабушка – известная татарская актриса Рашида Зиганшина. Оказывала ли она влияние на тебя в детстве?
А.И.: Бабушка для меня не только в детстве, но и всегда была своего рода кумиром, я всегда хотел быть таким же, как она. Бабушка у нас была звезда. При отъезде в Канаду бабушка оказала мне очень большую поддержку. Я очень горжусь ею.

А в музыке кто твой кумир?
А.И.: Шостакович.

В Канаде ты продолжил свою музыкальную деятельность как дирижёр и композитор. Что послужило толчком к расширению сфер твоего творчества?
А.И.: После получения степени магистра как исполнитель я вдруг решил попробовать свои силы как дирижёр. Можно сказать, что эта была давняя мечта. Вроде стало получаться. Учебная программа по дирижированию в университете Монреаля была введена недавно и не всегда была возможность дирижировать настоящим оркестром, но программа предусматривала концертные выступления, и оркестр приходилось организовывать самим – приглашать студентов, своих друзей–музыкантов. На свою дипломную работу летом 2005 года я собрал уже большой оркестр – около 90 человек, мы исполняли «Весну священную» Стравинского. Занятия композицией начались совершенно случайно. Занимаясь дирижированием, я параллельно брал уроки оркестровки у известного композитора Алана Белкина. Мне было очень интересно с ним заниматься, в процессе занятий давались задания – сочинить небольшую мелодию и оркестровать её. Вдруг я почувствовал, что мне это очень интересно.

С какого сочинения можно вести официальный отсчёт твоей композиторской деятельности?
А.И.: Это Первый струнный квартет в четырёх частях, написанный в 2003 году. Конечно, ему присущи недостатки, типичные для ранних произведений, но он мне очень дорог именно как первое моё сочинение. Я посвятил его своей супруге.

Расскажи, пожалуйста, о программе предстоящего концерта.
А.И.: Программа посвящена 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Будет исполнена Пятая симфония, «Праздничная увертюра». Также я представлю на суд слушателей собственные сочинения – это фантазия для альта с оркестром на темы оперы «Леди Макбет» (солистка – Эльвира Мисбахова), а также сочинение, написанное по мотивам армянского народного эпоса о Давиде Сасунском – симфоническая поэма «Давид Сасунский»

Музыка – это язык, на котором говорят не словами, а образами. Что для тебя есть образы Шостаковича?
А.И.: Для меня Шостакович – музыкальная совесть эпохи, это большая честь представить в своей программе Пятую симфонию. Сквозь его музыку слышны глубинные переживания человеческой души, противодействие внутреннего мира художника жёсткому давлению административной машины того времени. Пятая симфония – ярчайшее тому подтверждение.

Возвращаясь к теме учебы, хотелось бы узнать – насколько сильны отличия в образовании в Казани и Монреале?
А.И.: Как говорится, разница в деталях, но они весьма существенны. Больше внимания там уделяется изучению современной музыки, но это не самое главное, используются инструменты выше классом, чем у нас. Но самое важное то, что даже, например, для участия в студенческом оркестре надо играть конкурсное прослушивание. Допустим, на всём факультете учится 40 человек, а играть в оркестре будут только двое. Но все они должны играть прослушивание. Прежде всего, это опыт публичных выступлений, что в профессии исполнителя имеет большое значение.

Как складывается твоя исполнительская деятельность?
А.И.: В 2000-м году организовал камерное трио, в его составе в 2002 году я принимал участие в национальном конкурсе. Пройдя все отборочные туры, мы стали обладателями Гран-при, а в 2004 году мы стали лауреатами первой премии на международном конкурсе им. Пендерецкого, состоявшемся в польском городе Кракове.

В этом году мы выиграли на конкурсной основе концертный тур по Канаде от международной организации «Музыкальная молодёжь».

В прошлом году во время твоего концерта в фойе Большого концертного зала им. Сайдашева проходила выставка твоих картин. Ишмуратов – художник, насколько это серьёзно?
А.И.: Как художник я нигде и никогда не учился. Это просто увлечение.

В Канаде у тебя родилась дочь. Сейчас ей уже два с половиной года. А ты помнишь, какие были её первые слова?
А.И.: Да, помню: «Папа, мама».

А на каких языках она у вас говорит?
А.И.: В основном, на французском, потому что ходит во французский детский сад. А дома говорит и по-русски, и по-татарски.

Завершая нашу беседу, хотелось бы узнать о творческих планах.
А.И.: Сейчас я работаю над Первой симфонией – уже написана первая часть, а также продолжать дирижёрскую деятельность.

Материал подготовил Фарид Мирханов.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2